ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта




ПОЧЕМУ НУЖНО ХОДИТЬ В ХРАМ МОЛИТЬСЯ

ЗНАЧЕНИЕ ЦЕРКВИ

Тело Его, которое есть Церковь. (Кол. 1. 24)
Чтобы... ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины.(Тим. 3, 15)
Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец(Народная мудрость)

Рыба не может жить без воды, животное - без воздуха, растение без почвы. Также христианин не может оставаться "духовно живым" вне Церкви. Но что такое Церковь?

Апостол Павел называет ее "Телом Христовым, полнотой Наполняющего все во всем", а также "домом Божиим", т.е. вместилищем Духа Божия (Еф. 1, 23; 1 Тим. 3, 15). А о. Валентин Свенцицкий дает ей такое определение: "Церковь - это благодатное, сверхъестественное, на основе голгофской жертвы Самим Богом установленное на земле единство свыше рожденных людей, составляющих таинственное Тело Христово, напоенное Духом Святым и имеющее главою своею Самого Господа Иисуса Христа".

Апостол Павел в своем определении указал и основные назначения Церкви. Она есть "столп", т.е. опора, среда для христиан, и она есть "утверждение истины", т.е. она обладает критерием для истины и является ее хранительницей.

Итак, христианин не может жить вне Церкви, или, как говорят св. отцы, "без Церкви нет спасения".

Эта истина часто не понимается или даже не признается многими из тех, кто считает себя верующими и христианами. "Бог (или Христос) в моем сердце - вот все, что мне нужно", - говорят некоторые из числа верующих и не считают нужным для себя ни участие в таинствах Церкви, ни посещения храмов. Такие фактически находятся вне Церкви. В Церкви тот, кто всей душой, всем сердцем живет в ней и через нее, через многие ее источники получает дары Божией благодати. Здесь опасно пользоваться одним из того, что дает Церковь, и отвергать и пренебрегать другим.

Одно из назначений человека на земле - славить и прославлять Бога - своего Небесного Отца. Это прославление выражается в наиболее величественных формах богослужения Церкви.

Поэтому тот христианин, который не хочет принимать в них участия, теряет очень много. В Церкви мы находим и полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры. Здесь все молятся за каждого и каждый должен молиться за всех. Это дает полноту молитвенного ограждения и необычайную силу молитвам. Как пишет преп. Варсонуфий Великий: "Великая сила восходит из места, где произносятся Богу за всех вас молитвы истинных рабов Божиих".

Поэтому если нужна для христианина его личная отдельная молитва, то еще в большей степени важно его участие в общей, церковной молитве. Господь сказал: "Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 19). Как мы знаем из Деяний апостольских, сила общей церковной молитвы первой Иерусалимской Церкви была такова, что "по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго" (Деян. 4, 31).

И когда была большая нужда или несчастье, Церковь всегда прибегала к общей церковной молитве, как особо действенной. Так, например, во времена патриарха Прокла, силою общей церковной молитвы - пением "Святый Боже, Святый Крепкий..." было предотвращено бедствие, грозившее Константинополю.

Участвуя в церковном богослужении, мы приобщаемся через него к годовому Богослужебному кругу, заключающему в себе переживание всех важнейших событий из жизни Христа и Вселенской Церкви. Прежде всего это относится к совершению Божественной литургии, таинственно приобщающей нас к величайшему Таинству пресуществления хлеба и вина в Божественное Тело и Кровь Христову. Все присутствующие на литургии объединяются с апостолами, когда на Великой Тайной Вечери впервые ученики Христа вкусили животворящее Тело и Кровь Господню.

Свт. Иоанн Златоуст называет литургию "чудным и великим даром", а блаженный Августин восклицает, обращаясь к Господу: "Твою Любовь Ты исчерпал до конца в Божественной литургии". Как пишет епископ Серафим Звездинский: "При литургии с трепетом предстоят пред Святым Престолом сонмы Ангелов, закрывая лица свои и в славословии прославляют великую Тайную, совершающуюся здесь...

Через литургию освящаются не только присутствующие на ней, но и все окрестности и вся природа".

Через Церковь, ее молитвы и ее таинства благодать Господня просвещает и каждого христианина и освящает и его, и всю его жизнь, и все, с чем он соприкасается в жизни. Как пишет иеромонах Киприан ("Крины молитвенные"): "От рождения человека и до последнего погребального напутствия вся жизнь со всеми "мелочами" и заботами освящена молитвой. Соприкосновение человека с природой всегда благословлено Церковью: на Преображение благословляются гроздие и початки овощей, в Пасхальную ночь но всей Руси церковные дворы установлены горящими свечечками и совершается благословение мяса, яиц, сыра и "огустевшего молока", читаются молитвы над солью, над гумном, над сеянием, освящаются рыбацкие мрежи, освящается новый колодезь, новый дом, молитвой очищается вода, вино, елей, в случае их осквернения. На день св. Богоявления освящается вещество водное. На каждой праздничной вечерне совершается торжественное освящение хлебов... Испрашивается у Господа умножение плодородия, благословение земных плодов... И Сам Господь Спаситель, призываемый в молитве, невидимо Своей десницей благословляет с высоты алтарной абсиды предложенные плоды, как некогда благословил хлеб среди тысяч голодных людей в пустынных местах на зеленеющей траве Галилеи".

Как пишет о. Павел Флоренский, "в Церкви все чудо: и таинство чудо, и водосвятный молебен чудо, и каждая икона чудо, и каждое песнопение не что иное, как чудо.

Да, все чудо в Церкви, ибо все, что ни есть в ее жизни - благодатно, а благодать Божия и есть то единственное, что достойно имени чуда".

Христианин изнемог бы от постоянного покаяния и поста. Также ему неполезна (пока он еще в теле - на земле) постоянная радость. Святая Церковь своим богослужебным кругом учит нас распределять наше время между периодами и днями покаяния (поста) и периодами и днями духовного веселия и радости - праздниками. Она дает нам исключительные по глубине и красоте образцы покаянных молитвословий ("Се Жених грядет в полунощи...", "Чертог Твой вижу, Спасе мой..." и т. п.). Она вводит нас еще на земле в радости Небесного Царства в своих песнопениях Пасхи и других праздников. Через Богослужение мы еще здесь на земле входим в тот круг интересов и событий, которыми всецело и ничем не отвлекаясь будем жить после смерти тела. Здесь мы как бы приучаемся дышать тем воздухом, которым будем дышать там.

О необходимости восприятия христианином всей полноты Церковной жизни так пишет о. Александр Ельчанинов: "Большинство неразрешимых жизненных противоречий, несчастий, внутренних затруднений, о которых слышишь на исповеди, происходят оттого, что люди живут вне Церкви, а искать разрешений своих трудностей приходят в Церковь. Ни решимости переменить свою жизнь, ни даже мысли нет у них об этом; поэтому Церковь и бессильна им помочь. Войдите в Церковь, примите весь чин церковной жизни, и тогда трудности разрешатся сами собой". Будучи еще семинаристом, митрополит Вениамин (Федченков) спросил о. Иоанна Кронштадтского: "Батюшка, скажите, пожалуйста, откуда у вас такая пламенная вера?" Несколько помолчав, великий старец ответил твердо и уверенно: "Я жил в Церкви".

На дальнейший вопрос семинариста о, Иоанн так пояснил свой ответ: "Я служил литургии, молился в храме, любил читать в церкви каноны святым и богослужебные Минеи". И он читал их с великим дерзновением и часто со слезами. Тот же митрополит Вениамин свидетельствовал о себе, что несмотря на окружавшие их, семинаристов, соблазны от атеистов, они сохранили веру, и объяснял это так: "Я был в Церкви, я ходил к обедне, я отстаивал службы, и это какими-то дивными путями держало в нас веру... Какими? Мы никогда не задумывались над этим... А между тем, именно это самое "хождение" крепче всего питало нас... И совершенно потому верно и глубоко устанавливалась вера в Церковь. Она есть наша МАТЬ ДУХОВНАЯ... Не родители, не школа, не проповеди, даже не Божественные книги учили нас, а именно Церковь Божия - Мать наша, всем своим премудрым строем и бытом...

Церковь - мать-воспитательница: не только духовно-благодатно, через таинство, но даже и душевно (психологически) - через весь свой богослужебно-просветительный строй. И понятно, что уходящие из Церкви постепенно теряют все: и веру, и дух".

Рассказ митрополита Антония Сурожского

Несколько лет тому назад в наш лондонский храм зашел - не по своей воле, а просто для того, чтобы встретить верующую православную знакомую женщину - неверующий человек. Он надеялся прийти к концу службы, но милостью и провидением Божиим он пришел раньше и стал сзади. Он стоял молча, ничего не ожидая, не молясь, потому что он в Бога не верил, и вдруг (как он мне говорил) он ощутил, что в этой церкви какое-то непонятное, никогда не испытанное им присутствие, что в этой церкви что-то есть, чего он никогда вне ее не встречал. Он приписал это влиянию пения, красоты церковной, икон, молитвы всех собранных - одним словом, приписал это влиянию на его душу чисто земных и человеческих действий и состояний. Но это его настолько озадачило, что он решил прийти и проверить, так ли это, или есть в этом месте нечто, чего он никогда не встречал дотоле.

Через некоторое время он пришел до службы, когда никого не было, ничего не происходило; стоял он долго, наблюдал, следя за собой и пришел к заключению, что в храме нечто - или Некто - присутствует, что это, вероятно, то, что люди называют Богом. Но и этого оказалось для него недостаточно; как он мне сказал, "какое мне дело до того, есть Бог или нет, если Он на меня никакого не может иметь влияния, если я Его буду ощущать только как внешнее присутствие или внешнюю силу". И он решил ходить в церковь и наблюдать уже не за своим состоянием, а за людьми: что с ними случается. Наблюдать не в смысле, как они себя ведут, как держат, как молятся, что делают, а - происходит ли что-нибудь с ними...

И он, наконец, ко мне пришел и сказал: "Я три года к вам хожу, наблюдал людей и пришел к заключению, что Бог, Который живет в этом храме, не только в нем живет, но действует. Я не знаю, становятся ли люди, которые у вас здесь бывают, лучше, но я вижу, что с ними что-то происходит, какое-то преобразование, преображение; они силой Бога, Который здесь присутствует, меняются; и мне необходимо быть измененным, и поэтому я к вам пришел: я хочу крещения, я хочу, чтобы к меня менял Бог..." Вот что человек - чужой, ничем с нами не связанный, не русский, человек, который не мог быть увлеченным русскостью или чувством, что он вернулся на какую-то свою родину, - по-человечески ощутил.