ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта




НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ О ТОМ, КАК МОЛИТЬСЯ В ЦЕРКВИ

Св. Антоний Великий в своих наставлениях говорит: "Как только ударят в било, не ленись тотчас идти в церковь.

Не оставляй богослужения, да не будет тебе это в преткновение и сеть. В церкви отнюдь не говори. Не так будь в церкви, как в таком месте, где собирается много народа (т.е. чтобы в душе не было шума и толкотни многопомышлений).

В церкви не хорони мертвеца своего" (т.е. не занимайся своими житейскими делами).

Авва Исайя Отшельник советует: "Не молись с леностию и небрежно; ибо этим, вместо того, чтобы угодить Богу, ты навлечешь одной стоять, а другую отставлять. Противостой помыслам своим и не попускай им озабочиваться плотскими вещами, чтобы молитва твоя была богоприятна. Когда бываешь на литургии, храни помыслы свои и чувства и стой со страхом пред Богом Высочайшим, чтобы достойно принять Тело и Кровь Христовы и тем уврачевать свои страсти".

Св. Ефрем Сирин внушает: "Всем сердцем твоим внимай псалмопению и чтению Божественных Писаний и тук их впивай душею своею, как младенец, питающийся сосцами. Из Писаний узнаешь награды за добродетели; и будет радость и веселие сердцу твоему".

Св. Иоанн Лествичник говорит: "Начнем наблюдать и найдем, что когда, по гласу духовной трубы (колокола), видимо собираются братия, невидимо стекаются душевные враги. Одни приступают к постели, когда мы встали, и подущают нас снова лечь на нее, говоря: "Подожди, пока кончатся начальные песни, и тогда пойдешь в церковь". Другие предстоящих на молитве погружают в сон. Иные производят сильные и безвременные движения в животе. Иные побуждают заводить в церкви разговоры. Другие отвлекают ум наш в нее от самоуслаждения; а иногда сидят при устах наших и заключают их, так что мы едва можем их открыть.

Но кто в чувстве сердца помышляет, что он предстоит Богу, тот в молитве будет как столп неподвижный, и ничем из прежде сказанных .не будет поруган.

Во время чтения и пения ум твой да будет занят разумением слышимых слов или определенною молитвою, в ожидании ближнего стиха. Непрестанно борись с парением твоих мыслей, и когда ум рассеялся, собирай его к себе; ибо от новоначальных послушников Бог не ищет молитвы без парения. Потому не скорби, будучи расхищаем мыслями, но благодушествуй и непрестанно воззывай ум ко вниманию; ибо никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу.

Старайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль, или, лучше сказать, заключай ее в словах молитвы. Если она, по младенчественности твоей, утомится и впадет в развлечение, то опять введи ее в слова молитвы; ибо непостоянство свойственно нашему уму. Но Тот. Кто силен все утвердить, может и уму нашему дать постоянство.

Мы, как несовершенные, с качеством молитвы должны соединять и значительное количество: ибо второе бывает причиною первого. Господь дает, по свидетельству Писания, чистую молитву молящемуся неленостно, хотя и не чисто, но с постоянством и утруждением.скверные помыслы. Иные заставляют нас, как изнемогших, опираться о стену, а иногда наводят весьма частую зевоту. Некоторые же возбуждают в нас во время молитвы смех, чтобы чрез сие подвигнуть Бога к негодованию на нас. Иные побуждают нас от лености спешить в псалмопении. Другие же ублажают петь медлен- гнев Его. Стой на молитве со страхом и трепетом, не опираясь на стену и не раздвигая ног, так чтобы на нее от самоуслаждения; а иногда сидят при устах наших и заключают их, так что мы едва можем их открыть. "Когда молюсь или упражняюсь в псалмопении и не ощущаю силы произносимых слов, по причине сердечного нечувствия, то какая мне польза от сего моления?" - спросил один брат св. Варсануфия Великого. "Хотя ты и не ощущаешь силы того, что произносишь, - отвечал святой, - но бесы ощущают ее, слышат и трепещут. Итак, не переставай упражняться в псалмопении и молитве, и мало-помалу, помощию Божиею, нечувствие твое преложится в мягкость".

"Если развлекусь умом в молитве, что мне делать?" - спросил другой брат.

"Когда молишься Богу и развлечешься умом, то подвизайся, пока не помолишься без рассеяния, и бодрствуй умом твоим, чтобы не развлекаться. Если же сие продлится, то, хотя в конце молитвы, укори себя внутренне, и скажи с умилением: "Господи! помилуй меня и прости мне все согрешения мои!". И получишь прощение во всех согрешениях и в рассеянности, бывшей во время молитвы" (отв. 441-й).

На вопрос, как достигнуть нерассеянности в молитве, св. Василий Великий отвечает: "Несомненно убедившись, что Бог пред очами.

Если тот, кто видит пред собою начальника или настоятеля и беседует с ним, не отвращает от него взора, то кольми паче молящийся Богу будет иметь ум, не уклоняющийся от Испытующаго сердца и утробы, исполняя написанное: воздеюще преподобный руки без гнева и размышления (1 Тим. 2, 8)".

"Можно ли кому беседовать в церкви?" - спросили св. Варсануфия Великого. Он отвечал:

"Отнюдь не должно кому бы то ни было беседовать в доме Божием, во время святой литургии, но упражняться в молитве и тщательно слушать Божественное Писание, возвещающее то, что служит ко спасению душ наших. А как скоро будет нужда сказать что-либо, то должно сказать кратко, ради благоговения и страха к настоящему времени, и считать сие дело не иначе как в осуждение себе" (отв. 744й).

Итак, изречения Антония, Василия и Варсануфия Великих, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исайи Отшельника и других великих учителей побуждают нас быть усердными к церковной, или общественной, молитве, не только понуждать себя ходить неупустительно к церковным службам, но и пребывать в них до конца, стоять на них с благоговением и страхом Божиим, не заниматься разговорами, не допускать, чтобы мысль произвольно рассеивалась, а стараться заключать ее в слова молитв, которые слышим; при рассеянии же тотчас взывать к себе и снова принуждать свой ум слушать то, что поют или читают. Если же последнего не слышно, то заниматься определенной краткой молитвой, лучше всего -- повторением молитвы Иисусовой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!" или произносить внутренне молитву мытаря: "Боже! Милостив буди мне грешному!". Воззывать себя от увлечений мысленных самоукорением, и если ум все же уклонялся в рассеяние, то в конце молитвы от сердца укорить себя и испросить у Господа Бога прощения во всем и, в частности, в рассеянности во время молитвы, с твердым упованием, что получим это прощение от Господа, знающего нашу душевную немощь и бессилие.

Подвижник Глинской обители отец Лаврентий, ощутив во время службы приступ болезни, решил лучше умереть, чем уйти из храма.

Однажды, стоя в храме, глинский отец Лаврентий почувствовал сильный удар в ноги, потом в бока, в спину и, наконец, в голову. Видя козни злого духа, старец просил братию поддержать его. При каждом ударе ему приходил помысл - пойти в келлию или в больницу, получить помощь и отдохнуть, но другой - внутренний - голос говорил ему: "Не лучше ли на молитве остаться? Лучше умереть в храме, чем на койке, а то пойдешь и дорогой скончаешься, к чему будет твоя ходьба..." Прошла четверть часа борьбы. Подвижник решил умереть, но не оставлять храма, и Господь сторицей наградил его небесным утешением за победу. Боль прошла, сердце отца Лаврентия исполнилось неизреченного веселья. "Такого отрадного чувства я никогда не испытывал, - говорил он, - и если бы служба совершалась 20 часов, я согласился бы стоять, лишь бы не покидала та небесная радость". (Глинский патерик. С. 223.)

Как молился в храме старец Моисей Оптинский

К утрени отец архимандрит старался ходить неупустительно и говорил другим, что это наилучшее время для молитвы. Говорил также бывшему при нем уставщиком иеромонаху Моисею: "К утрени надобно ходить: потому что во время литургии за нас приносится Бескровная Жертва Богу, а ходя к утрени, мы сами себя приносим в жертву Господу, жертвуем для Него своим покоем".

Не только к утрени, но и к литургии, преимущественно ранней, и к вечерне старался старец ходить неупустительно, если не задерживали какие-либо особые дела. Во время богослужения старался стоять правильно на обеих ногах и перебирал, обыкновенно, четки с молитвою Иисусовою.

Бывший при нем долго главным пономарем монах Феодосии рассказывал: "Раз во время уборки в церкви я положил на настоятельское место, т.е. сбоку, на верх его перил, маленькие гвоздики да и забыл про них, а лежали они так, что чуть тронь - непременно упали бы. Через долгое время нашел я опять эти гвоздики на том же месте и невольно подумал: вот как о. архимандрит стоит в церкви, истинно как перед Богом, и не коснулся он боков своего места, посередине стоял. Не то, что я, грешный, переминаюсь с ноги на ногу да и к стене прислонюсь".

Вообще, в церкви во время богослужения о.Моисей являл собою пример глубочайшего благоговения: пройдет - не оглянется, не повернется; стоит - не опрется, не прислонится, а только слушает внимательно, что читают и поют, да перебирает четки, иногда закрыв и глаза.