ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта




Тайна Евхаристии

Одна женщина, известный врач-психиатр, глубоко верующая, прекрасно знающая богословие, сидела однажды в храме, во время литургии, на скамеечке (ей уже за 80 лет, и у нее больные ноги). "И вдруг, - рассказывала она, - когда диакон провозгласил: "Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносите", - я увидела свое тело сидящим на скамеечке, а сама очутилась в алтаре. Гам, вокруг престола, находились огненные Херувимы и Серафимы и стояли в благоговении святые. Священник спокойно читал молитву, а когда возгласил: "Твоя от Твоих...", - то хор запел: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи..." Священник воздел руки и трижды читал молитву Святому Духу - просил, чтобы Он сошел на Святые Дары. Затем осенил их крестным знамением, и в этот момент произошло пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христовы (хотя Тело и Кровь Христовы оставались в виде хлеба и вина), и великий огонь снизошел на них, и священник был весь в огне. Священник брал нож и дробил Тело Христово на мелкие части, сам принимал его, а остальное высыпал в чашу, и вся чаша тоже была в огне. А когда вышел к народу и сказал: "Со страхом Божиим и верою приступите", - искры из чаши полетели на людей и только на некоторых опускались; священник давал каждому огонь. Причащение кончилось, хор запел: "Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя" - и я оказалась сидящей на своем месте".

Здесь мы видим, что Господь на малое время открыл тайну Евхаристии, Вечери любви, которая совершается во время Божественной литургии. Вот почему так ценно посещать ее. (Архим. Амвросий (Юрасов). Слово утешения.)

Авва Маркелл всегда стоял в храме со слезами, ибо когда совершалась служба, он видел всю церковь как бы в огне. Говорили некоторые из отцов об авве Маркелле Фиваидском, со слов его ученика, что, намереваясь идти в воскресенье к службе, он приготовлял себя и часть Писания выучивал наизусть, пока не уходил в церковь. И когда стоял за службой, грудь его была омочена слезами. Он говорил: "Когда совершается служба, я вижу всю церковь как бы огненной, и когда оканчивается служба, огонь удаляется". (Древний патерик. 1874. С. 404. № 21.)

МОЛИТВА В ХРАМЕ

По молитве их поколебалось место, где они были собраны (Деян. 4, 31)

Сверх молитвы личной каждый христианин должен принимать посильное участие в молитве церковной при посещении храма. Московский митрополит Трифон повторял: "Дети мои, любите храм Божий. Храм Божий - это земное небо".

Нам надо помнить всегда, что общая молитва действеннее одиночных молитв, так как Господь сказал: "...если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". (Мф. 18, 19-20).

Очевидно, что всем здоровым христианам надо посещать церковные богослужения по мере возможности и в особенности праздничные всенощные бдения и литургии.

Старец Варсонофий Оптинский указывает на ответ преп. Иоанна Лествичника на вопрос: "По каким верным признакам можно узнать, приближается ли душа к Богу, или удаляется от Него?" Преподобный ответил: "Верный признак омертвления души есть уклонение от церковных служб". "Трудно стоять, жарко, душно, тесно и служба длинная и многое не понимаешь", - жаловался один из прихожан храма свт. Николая на Маросейке настоятелю храма старцу о. Алексею Мечеву. "А ты все-таки ходи, терпи и стой", - говорил старец.

Кто имеет опыт, тот знает, как такое терпение всегда вознаграждается. Как бы тяжело ни было телу на длительном Богослужении, но потом христианин чувствует себя бодро, с духовным веселием на сердце. А от бодрости духовной забывается и не чувствуется усталость тела. Одна из духовных дочерей епископа Михаила Таврического смущалась длительностью церковных Богослужений. Епископ ответил ей так в письме: "Относительно излишка в службах у нас, частью с вами согласен. Конечно, лучше бы поменьше, но посознательнее, поинтенсивнее в чувстве. Но только смущаться особенно нет оснований... Всякий вам скажет, что одна коротенькая молитва, сказанная от всего сердца, стоит всех молитв, произнесенных механически. Но я обратил бы ваше внимание на то, что многочисленность молитв имеет свою хорошую сторону: дело в том, что мы страшно рассеяны. Дайте нам коротенькую молитву и мы через несколько минут будем произносить ее без внимания, и так как по правилам будем ограничиваться все ею одной, то мы собственно останемся без молитвы. Теперь же сквозь всю суету мысли мы в продолжение, положим, часа, все же выберем несколько фраз, несколько мгновений, когда сможем молиться... В одном месте мы прозевали, вдруг то же повторяется в другом, и мы уже слышим. Я сам знаю это по себе.

Я читал утренние молитвы. Их несколько. Я рассеян, но все же, прозевавши одно, я воспринимаю другое, часто вдруг глубоко действует то, чего прежде не замечал.

Судя по логике, одна молитва повторяет другую, и, следовательно, излишек. А судя по живому опыту - это благодетельно, потому что не здесь, так там придешь в себя и помолишься... Так и в церкви... Сделайте Богослужение только из молитвы Господней и поверьте, что кроме вреда ничего не выйдет... А что нужно делать все более ясным и понятным, читать раздельно, со смыслом - это само собой разумеется". Чтобы бороться с рассеянностью при молитве в храме, про которую пишет еп. Михаил, можно вспомнить совет преп. Серафима - будучи в храме, держать глаза закрытыми во время молитвы и открывать лишь при нужде, например, когда при стоянии в храме будет одолевать дремота. Считаясь с указаниями святых отцов, христианин до присутствия на литургии не должен принимать пищи. Не рекомендуется вообще при всяком Богослужении стоять с наполненным пищей желудком. Об этом так пишет прав. Иоанн Кронштадтский: "Те, которые идут к Богослужению покушавши, добровольно налагают на себя ненужную и вредную тяжесть и заблаговременно заглушают сердце свое для молитвы, преграждая к нему доступ святых помыслов и святых ощущений. Крайне надо остерегаться, чтобы не кушать перед Богослужением. Помнить надо, что "Царствие Божие не есть пища и питие" (Рим. 14, 17), т. е. не может царствовать Бог в твоем сердце, которое отягощено "объеданием и питием".

Смягчение вышеуказанного возможно лишь для больных или престарелых, которые при длительном напряжении тела от стояния в храме могут обессилить.

То же надо сказать и о длительности пребывания на церковном Богослужении. Оно зависит от наличия сил - здоровья, возраста и свободного времени (от обязанностей перед ближними).

Старцы - духовные отцы - размеряли эту длительность своим духовным детям и сокращали полноту выстаивания службы в храме для немощных телесно.

Следует упомянуть о мнении старца Силуана со Старого Афона о церковной и общей молитве. Старец сказал, что "церковные, общественные Богослужения отличаются великолепием и красотой и хорошим пением и установлены по дару благодати Святого Духа.

Однако по форме своей они являются несовершенною молитвою и даны народу верующих, как посильные и полезные для всех... Но лучше, когда сердце наше становится храмом Господним, а ум - престолом Его. Господь любит обитать в сердце и уме человека".

Можно думать, что предпочтение личной молитвы перед общей было у старца Силуана потому, что личная молитва может твориться так медленно и с остановками, чтобы молящийся всецело погружался и в слова молитвы и глубоко переживал их. По свидетельству схиархимандрита Софрония, именно так молился старец Силуан. При церковных и общих молитвах слова их следуют обычно довольно быстро (за исключением ряда песнопений) и конечно без всяких остановок, отчего далеко не все может запечатлеваться в умах и сердцах молящихся.

На это указывает и великий молитвенник и подвижник благочестия св. прав. Иоанн Кронштадтский, который пишет: "Иногда в продолжительной молитве только несколько минут бывают истинно угодны Богу и составляют истинную молитву и служение Богу".

Вместе с тем очевидно, что никакая домашняя молитва не может заменить для молящегося торжественного праздничного Богослужения и присутствия на Литургии.

Как пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский: "Нет ничего на свете святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее Литургии. Храм в это время бывает земным небом, священнослужители изображают Самого Христа, Ангелов, Херувимов, Серафимов и апостолов. Литургия - постоянно повторяющееся торжество любви Божией к роду человеческому и всесильное ходатайство о спасении всего мира и каждого человека в отдельности. С какою приготовленною, чистою, возвышенною душою нужно всегда присутствовать на Литургии, чтобы не оказаться в числе тех людей, которые не имея "одеяния брачного", а имея оскверненную одежду страстей, связаны были по рукам и ногам и выброшены вон из брачного чертога во тьму кромешную (Мф. 22, 11).

Есть и такое пастырское мнение: "За литургией Господь служит нам, а за всенощной мы служим Господу".

Когда христианин сам участвует в Богослужении в качестве чтеца, то следует подчеркнуть разницу в чтении молитв только для себя или также и для других. В последнем случае чтение должно быть ровным, спокойным и бесстрастным и, конечно, также неторопливым и отчетливым. Проявленное чувство может не согласовываться с чувствами других молящихся и поэтому смущать последних: в одних будет более потребности в плаче о грехах, а у других на сердце может господствовать радость о Господе.

Как пишет о. Александр Ельчанинов: "Надо избегать нервов и декламации в церковном чтении. Уставное чтение - монотонность, модуляции, ничего не подчеркивающие: чтение, ставящее слушателей лицом к лицу со святыми словами - это все та же православная свобода: чтец, священник никого никуда не тянет, не дает своей интерпретации, которых ведь может быть бесконечное множество".

Из этого правила могут быть, однако, исключения. Иные из чтецов обладают даром вкладывания в молитву такого религиозного чувства, которое увлекает всех слушающих их.

Так, св. прав. Иоанн Кронштадтский имел всегда обыкновение сам читать канон на утрени. Он читал его так, что многие присутствующие плакали. Про чтение молитвы в храме о. Иоанн Кронштадтский писал так: "Глаголы Святого Духа, дышащие в молитвословиях таинств и церковных служб... при настоящем тщании и радении, служат источником пресладкого мира, радости в Духе Святом и даже источником здравия телесного, ибо слова молитв, при службах и таинствах, читаемые с верою, благоговением, страхом Божиим, спокойно и с горящим духом, имеют несомненное и чудное свойство вместе с душою оживотворять, укреплять и исцелять и самое тело наше. Это дознано опытом".

А вот другой пример. В г. Петракове в городском соборе в начале этого столетия был псаломщик, еще не старый человек. При чтении первого часа на всенощном бдении он выходил на середину собора и читал его так, что большинство из присутствовавших молились с ним со слезами. К моменту чтения первого часа не только никто не уходил из собора, но многие из прихожан приходили к концу всенощной специально для того, чтобы прослушать его чтение.