АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта



Восприемники

Как-то раз мне пришлось помогать батюшке во время Крещения. Когда Таинство закончилось и мы уже собрались уходить, в крестильный домик вошла женщина с маленьким мальчиком, сопровождаемая мужчиной с восточными чертами лица. Женщина стала просить окрестить ее сына, говоря, что сегодня они уезжают из города. Мужчина же отрекомендовался крестным отцом. «Есть ли на вас нательный крестик?» - спросил у него священник. «А зачем?» - ответил тот вопросом. «Как это - зачем? Ведь вы православный человек?» - «Нет, я мусульманин», - пос­ледовал неожиданный ответ. Этот эпизод наглядно показывает, как несерьезно люди подходят к избранию крестных родителей. Подавляющее большинство «кумов» не соответствует минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелия, не умеют правильно перекреститься, не носят креста на груди. Крестные отцы считают своим долгом перед приходом в храм «при­нять для храбрости»; крестные матери бывают нескромно одеты, с обильной косметикой. И практически никто не знает, для чего крестные нужны и в чем их обязанности. По Уставу Церкви младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния - двух главных условий соединения с Богом - нельзя. Поэтому с древних времен появились крестные - люди, по вере которых крестят младенцев. (Попутно следует заметить, что при крещении взрослых, старше 18 лет, крестные не нужны). Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере. Вообще говоря, мальчику нужен только крестный отец, а девочке - только крестная мать. Но до древней русской традиции приглашают и того, и другого; Родители не могут быть крестными у своего ребенка; муж и жена - у одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне годятся в крестные родители. После погружения младенца в купель Крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название - восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде. Крестные родители должны всегда, до конца своих дней, молиться за крестников, научать их вере и благочестию, приобщать к Таинствам, Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крест­ного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.

Наверх