ТВОРЧЕСТВО
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

ТВОРЧЕСТВО Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта



Пётр Русский

СЛЁЗЫ МУЧЕНИКА
(избранные главы)

Имя

Родился будущий священник Пётр Боярский 28 мая 1973 г. Родился он в маленьком посёлке Заложцы. Этот посёлок лежит на полпути из областного города Тернополя в городок Почаев, знаменитый Свято-Успенской лаврой. Почему мальчика Петром назвали? Потому что вскоре после его рождения начался Петровский пост, в который верующие родители крестили мальчика. «Раз Петровский пост,- решили родители,- то пусть сынок наш будет Петром в честь первоверховного апостола Симона Петра». Симона назвал Кифой (по-гречески Петром) Сам Господь Иисус Христос, имея ввиду, что это имя означает камень. Много месяцев Господь учил и воспитывал Своих учеников и однажды так испытал их веру: «Вы за кого почитаете Меня?» Вызвался ответить Пётр: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Тогда Иисус сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:15-19). И наш Пётр Боярский не случайно стал Петром, потому что и ему Господь Иисус Христос уготовал особую миссию: стать одним из тех камней, на которых будет восстанавливаться на Святой Руси Православная Церковь после многих десятилетий её разрушения безбожниками в ХХ веке. Разрушали, но разрушить не могли и не смогли бы, потому что никто не разрушит нашу Церковь, как и установил Христос. И об этом как раз говорит то, что Пётр Боярский появился на свет: если такие, как он, ревнители веры появляются в нашем народе, значит действительно Церкви стоять до скончания века!

Материнская молитва

Жила-была в селе Глинном бабка-целительница. Чем она лечила? Заговорами, как лечат язычники, обращающиеся к злым духам. Именно к этой бабке, как присоветовали люди, повезли своего сыночка молодые родители – Петру было уже больше года. Однажды стало малышу заметно хуже. Сам врач направил их к народным целителям. Тогда он смог диагноз поставить, и диагноз страшный: «Воспаление мозга – менингит». Бабка встретила их радушно, прошептала что-то своё над ребёночком и позвала приезжать ещё, если её «лечение» сразу не поможет. И приехали, только вот радушия на лице бабки как ни бывало. Взглядом, мечущим молнии, и громоподобным криком встретила их бабка: «Кого вы мне привезли?! Кого вы мне привезли?! Он всю силу отобрал у меня, а ваши деньги я не могу взять со стола, так они жгут мне руки! Убирайтесь с моего двора! Вон!» Едут в машине молодые родители, плачет мама, отец скорбит – потеряли последнюю надежду на выздоровление сына. Лежит Надежда с первенцем своим в больнице и смотрит, как он затихает. «Вот,- думает она,- хотели, чтобы он замолчал, и замолчит навеки теперь». И зарыдала горемычная и прорыдала всю ночь. Утром лучик золотой пробился сквозь шторки на окне в больничную палату, и, глянув на него, Надежда безотчётно вспомнила о Том, Кто так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. «Господи,- взмолилась она,- оставь мне сына хотя бы до двадцати его лет, чтобы увидеть, что из него могло бы получиться». Пришли врач, медсестра. Начался день, и началось медленное выздоровление ребёнка. Слова, обращённые к Богу, забылись, но вспомнились, когда Пётр, достигший двадцатилетнего возраста, ушёл из этой жизни.

Земелька

Черта неотмирного человека: Пётр совершенно не обижался на других людей – в нём росла и зрела любовь ко всем. Когда в семье начинали рассказывать сельские новости, он выходил из дома – ему было больно и за тех, о ком сообщались новости, и за тех, кто сообщал. Все эти разговоры были чем-то не от Царства Небесного. Но неотмирность Петра не означала, что он уходил от обыденных трудовых дел в семье. Он ощущал необходимость труда, тем более необходимость помощи родителям. Работает с мамой в огороде. Мимо идёт учительница – и мать: «Сыночек, беги – спрячься!» Видимо, Надежда испытала ложный стыд за то, что сын не за уроками – мол, что подумает учительница? Но Пётр не убежал, только почти всегдашняя боль всколыхнулась в нём. «Мамо! Мы должны земельку любить,- объясняет он маме, как ребёнку,- любить, как маменьку родную, а не бежать от неё. Она же нас кормит»… Когда строили времянку, а потом дом, то Пётр всегда помогал отцу. Внешне дом получился необычным для Западной Украины: на стенах не штукатурка, а керамическая плитка. Уже после смерти Петра, когда паломники зачастили в гости, Михаил Дмитриевич как-то заметил: «Ещё бы бесы не кричали в болящих только от прикосновения одержимых ими людей к стенам дома: ведь каждую плиточку, которой обложен дом, Пётр брал в свои руки – вынимал из воды и подавал мне. Люди тогда стояли и смотрели скептически, уверяя, что поотваливается плитка. Где там?! Вся на месте, вся цела, ни одной трещинки в доме!» Когда завели корову, то Пётр не давал матери доить её – сам доил и сам чистил коровник. В его труде чем дальше, тем больше проглядывала благодарность к родителям. Когда стал совсем взрослым и редко приезжал домой, он, будучи дома, всё так же много помогал родителям. Подоит корову, протягивает матери ведро на пороге времянки. Она берёт, а он её берущиеся за дужку ведра руки целует. Она: «Сыночку, это я должна целовать твои руки».- «Ну что вы, мамо!»- и заплачет… Об одном просил: «Давайте быстрее справимся со всей домашней работой, чтобы мне сесть за книги». Он объяснял родителям, что ему многое нужно знать, чтобы суметь помочь людям… И в детстве, и в юности очень любил Пётр цветы, может, больше, чем что-либо из произрастающего на земле. Подолгу любовался ими и радостно говорил маме: «Как велик Бог, мамо!»

Крест

Когда Петра спрашивали, кем он хочет стать, он только пожимал смущённо плечами: он не знал, кем он хочет стать. Постепенно отрок стал понимать, что он хочет всегда быть с Богом, служить Ему. Он зачастил в храм – при первой возможности, а не только по большим праздникам,- и ещё через некоторое время, по благословению священника, заметившего усердие Петра, стал читать и петь на клиросе. Прошёл год. Как-то в один из воскресных дней священник не приехал на службу. Верующие долго ждали его у церкви и, не дождавшись, разошлись по домам. Пётр вернулся домой в слезах. «Что случилось?»- встревожилась мама. Сын объяснил и прибавил: «Как, как можно не славить Бога, если мы Ему всем обязаны?!» Он не выдержал, рванулся из комнаты и побежал к кресту, стоявшему на перекрёстке дорог. Упал на колени и молился, молился, прося у Бога прощения за весь людской род, такой неблагодарный к Милосердному Богу: «Прости нас, Господи!» В то время Пётр уже учился в сельскохозяйственном техникуме. Когда он закончил предпоследний курс, то, приехав на летние каникулы домой, попросил у родителей благословения не заканчивать техникум, а поступать в духовную семинарию. Дело в том, что если бы Пётр закончил техникум, то, по тогдашним законам, обязан был бы отработать несколько лет по специальности. Однако юноше уже открылось его призвание: быть православным священником. Родители благословили, и Пётр поехал поступать в семинарию в Загорск (Сергиев Посад). Сдал успешно экзамены, однако из-за начавшегося распада Советского государства его, как жителя Украины, не приняли в семинарию. Очень огорчился юноша, тем более что и в Почаеве в том году – 1992 – не было приёма в духовное училище. Лето, как солнышко, перешло свой зенит, и скоро Петру возвращаться в техникум. Что же, мечта о священстве так и останется мечтой? Господь Бог ждал, смотрел, как проявит свою свободную и разумную волю юноша: останется ли верным Ему, не сдастся ли на милость житейских обстоятельств? Нет, не сдался! Двадцать раз в остаток того лета ездил он в Почаевскую лавру, припадая к чудотворной иконе Божией Матери, к следу Её стопы на гранитном камне, к мощам преподобного Иова Почаевского. Приезжал, не ел, не пил, не спал – молился, просил помощи, просил открыть ему путь к исполнению мечты, обещал душу свою положить за тех, кого Господь вручит ему пасти, как словесных овец. И Господь открыл путь: в Запорожье открывались курсы для подготовки священников, и об этом узнал Пётр как раз в лавре. Он поехал, сдал экзамены, был принят и уже через полтора месяца с начала занятий его рукоположили в Свято-Николаевском храме, что на Хортице в Запорожье, вначале в диаконы, а через две недели - 1 ноября 1992 г. - во священники. Так Пётр Боярский в девятнадцать с небольшим лет поднял на плечи свой крест, без которого, по слову Господа Иисуса Христа, не мог быть учеником Его и нёс его немногим более года… Между прочим, в родном доме иерея Петра хранится деревянный крестик, который он, уже будучи батюшкой, как-то приехав ненадолго домой, вырезал обыкновенным перочинным ножичком. Белая, мягкая липа. Не многим более 12 сантиметров в высоту. С изображением Христа Распятого. Вырезал, да немножечко не довырезал свой крест батюшка. Однако для многих больных через него приходит исцеление и поныне. Между прочим, курсы в Запорожье не переросли в нечто большее – просуществовали лишь один учебный год, в который и был принят на них иерей Пётр Боярский.

«Не делай этого!»

Бредёт юный человечек по улицам и переулкам Хортицы. Жизнь не мила ему: маму убивает тяжёлая болезнь, брата разрушают наркотики, а его самого мучает этот брат, издеваясь постоянно. «Утоплюсь!» - решает паренёк и идёт к Днепру. Церковь по дороге. Ноги сами внесли в её двор. Стоит паренёк напротив входа, как остолбенел, и не может ни в храм войти, ни уйти со двора. Священник молодой вдруг вышел на порог, будто его кто-то вызвал сюда. Глянул на парнишку, хотел было уйти, да повернулся к незнакомцу и сказал: «Игорь!» Тот вздрогнул от неожиданности: «Откуда он знает моё имя?» А батюшка дальше: «Ты знаешь, где окажется твоя душа, если ты утопишься?» Паренёк ещё больше удивился: «И это он знает?!» А батюшка, подходя вплотную: «Не делай этого – большой это грех!» Игорь поднял глаза, и батюшка, глядя в них с любовью: «Понимаю, тяжело тебе из-за брата и матери, но всё изменится, поверь». И повёл кормить недоумевающего и растроганного паренька в трапезную. Потом денег дал. Потом молитву одну дал, очень-преочень важную. Потом велел на службы к нему ходить… Никогда они раньше не встречались, никогда не виделись и друг о друге не слышали. Один инстинктивно жизни захотел и вошёл в ограду церковного двора, другой наитием Духа Святого всё понял, всё увидел и повёл человека ко спасению: не делай этого, а делай вот это – путь твой к Господу открыт, как небо над нами!

Токмак

1 сентября 1993 г. иерея Петра Боярского направили служить одним из священников в Свято-Вознесенский храм города Токмака Запорожской области. Храм возвышается над одноэтажными домами южной окраины этого небольшого городка. Поначалу было здесь всё как будто спокойно – не сравнить с теми борениями, которые уже несколько месяцев ощущал против себя отец Пётр. «Вот,- говорил он приехавшим к нему из Запорожья духовным детям,- тишина здесь и покой, а спасаться труднее». Но вскоре страсти человеческие забурлили в храме и вокруг него. Владыка отдал распоряжение создать здесь монастырь, но были люди, воспротивившиеся такому решению. Почему? У них имелись свои интересы, да и самолюбие взыграло. Тогда катились годы, будто штормовые волны: народ бедствовал, Русь раскололась на отдельные государства, да и в Церкви появились «самостийники». В такую беду могли утянуть церковный приход те, кто не хотел упускать «своего»! Иерей Пётр Боярский был прям и открыт в своих суждениях, что в частных разговорах, что на проповедях. Обличал тех, кто нередко действовал исподтишка: то стёкла выбьют в околоцерковном строении, то иголок в сахар подкинут, то обидное и дерзкое слово скажут, но иерей Пётр при этом– Духом Святым – обретал любовь к ненавидящим и гонящим его, чем и удивлял, и раздражал ещё больше открытых и скрытых гонителей. Ноябрь подошёл, да холодный, как никогда. Одна из раздражённых и злящихся на молодого батюшку прихожанок отобрала у него безрукавку, которую некогда, до «войны», дала ему… Михаил Дмитриевич приехал к сыну – привёз тёплые вещи. Видит: у Петра холодная комната. Сын выключал обогреватель, чтобы не сгорали пробки на электросчётчике, и мог работать такой же обогреватель у одного из священников, жившего с женой и маленькими детьми. Михаил Дмитриевич решил снять сыну жильё с печкой. Но Пётр не хотел съезжать с церковного двора. Один из священников спрашивает: «А не боитесь, что его убьют?» - «Кого? Петра?!- удивлён отец.- За что?» Отошёл священник в сторону, не ответив. Домик нашёлся в одном тихом переулке. Маленький, как игрушечный, в глубине сада. В домике три крошечных – в два-три шага – комнатушки. Двоим в одной комнате тесно. Сын говорит: «Тату, в последний раз прошу: благословите меня на монашество. Сначала я уйду в Почаевскую лавру, а потом и вы за мною». – «Сыночку, а кто же нас с матерью похоронит,- возразил отец.- Сначала похорони нас, а потом уйдёшь в монастырь». – «Похоронят, похоронят…- уверил сын.- Хотя бы и братия Почаевская…- И вздохнул:- Куда вы так далеко смотрите, тату?! Может, вы меня раньше похороните». Молчит Михаил Дмитриевич, не знает, что сказать. Сын наклонился над своими вещами, вынул чёрный платок: «Дадите маме.- И спросил:- Хватит на год?» - «Хватит»,- отец недоумевает… Уехал. В автобусе, сам не зная, почему, вдруг заплакал - забыл, когда последний раз плакал. Через пять дней сына не стало; ещё через три дня сообщили о его смерти. Тело иерея Петра Боярского нашли лежащим на полу того самого домика в саду. По положению тела было видно, что иерей Пётр в бессознательном состоянии, с травмой головы полз к двери, но угарный газ печи, заслонку которой кто-то закрыл в соседней комнате, задушил его. Пальцы десницы – правой руки – были сложены для крестного знамения… Убийцы не найдены, да их и не искали. Вскоре после этих событий погиб патологоанатом... Перед трагическими событиями иерей Пётр Боярский заходил к хозяйке этого домика, жившей в другом месте. Нина Владимировна накормила его. Поблагодарив её за обед, батюшка сказал: «Последний раз я у вас ел». Ничего она не ответила, подумав: «Может, ему как священнику нельзя есть то, чем я его кормлю». Потом пошли в домик. Батюшка стал читать что-то. Хотела Нина Владимировна уйти, но отец Пётр остановил: «Послушайте, пожалуйста, одно место» - и прочитал о том, как разбойники избили преподобного Серафима Саровского, не сопротивлявшегося им. «Я не смогла бы, как он – царапала бы их, вырывалась, звала на помощь». – «А надо, как он»,- сказал батюшка и попросил принести из сарая ещё одно ведро угля и оставить у печки. Хозяйка выполнила просьбу и, уходя, сказала: «Только вы не закрывайте заслонку». Батюшка: «Нет, нет, меня и отец предупреждал, чтобы я к ней даже не прикасался…» Иерей Пётр Боярский был убит 17 ноября 1993 г.

Огненный столп

Когда в Свято-Вознесенском храме началось отпевание иерея Петра Боярского, то над церковью встал яркий жёлто-красный, как будто огненный, столп от куполов до неба. Многие вышли из храма, чтобы увидеть этот столп, в том числе и отец убиенного батюшки Михаил Дмитриевич. И он смотрел, подняв лицо. Вернулся в храм, и сердце его, переполненное скорбью, начало припоминать и понимать по-новому сына. И вспыхнула в том сердце искра: встать на место Петра, как занимают в шеренге бойцов место погибшего солдата. В ту осень исполнилось Михаилу Дмитриевичу сорок один год, а в сорок пять он таки стал священником… Но что это был за огненный столп? Божье знамение? О чём? О том, что праведник и мученик нынче отпевается? Тот, который в своей земной жизни и недолгом служении не тлел, а горел? Да, всё так, однако, может, здесь больше, чем Божии знаки в необычном природном явлении? Послушайте, что говорит святитель Иоанн Златоуст: «…по отшествии отсюда они (мученики.- П.Р.) восходят на небеса, причём ангелы предшествуют им и архангелы сопровождают их… По восшествии на небо, встречают их все святые силы… стекаются отовсюду – видеть их раны и, как некоторых героев, возвратившихся с войны…, радостно принимают… и приветствуют, потом ведут их с великим торжеством к Царю Небесному… Он принимает их не как рабов…, но как друзей Своих…» Выходит, огненный столп над Свято-Вознесенским храмом был для людей лишь видимой частью грандиозного события, которое в тот момент разворачивалось на небесах. Этот столп – путь вознесения, восхождения, воспарения прекрасной души мученика Петра в окружении Божьих ангелов! Во время отпевания кто-то сделал несколько фотографических снимков внутри храма, и на плёнке проявилось то, что не было заметно человеческому глазу: огненное кольцо над десницей лежащего в гробе иерея Петра, со всё так же сложенными для крестного знамения перстами, и яркий свет, исходящий из алтаря, откуда и вознеслась на небо душа мученика… И далее, в течение тех лет, что прошли после смерти иерея Петра Боярского много необычных природных явлений совершалось над его могилой. В сам день погребения в Заложцах, куда привезли тело иерея Петра, или, например, в дни 10-летия со дня его смерти, собравшиеся у могилы увидели играющее солнце. В эти моменты, как раз когда совершались панихиды, солнце начинало пульсировать, испуская радужные круги вокруг себя, в основном горячих цветов: отошло красное кольцо, оранжевое, жёлтое, снова красное… Это есть известие верным: мученики, самые преданные воины Божии, идут походом на землю помогать нам. Отцы Церкви утверждают, что именно мученикам поручается Господом пребывать не на Небе, а на земле, постоянно находясь среди людей, спасать их души… Летом 2003 г. паломники из Крыма вместе с их священником-духовником увидели яркий крест над могилой иерея Петра Боярского… Столп, крест, радужные круги – Господь Бог прославляет того, кто не пожалел самой жизни своей ради Него, а нас этими явлениями убеждает, что иерей Пётр Боярский не просто человек праведной жизни, а именно мученик, убиенный за веру Христову. Но самое важное всё-таки в другом: в такие моменты от духовных искр Божьей благодати, подобно Неопалимой Купине, возгораются человеческие сердца сильной верой, надеждой и любовью! «Вы не уверуете,- сказал Господь,- если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4:48).

Слёзы мученика

16 ноября 2003 г., то есть накануне дня памяти иерея Петра Боярского, приехали в Заложцы паломники из Молдовы. Приехали и – сразу на кладбище, к могиле убиенного священника. Стоят они… Представьте себе прямоугольник могилы, а за ним, как бы в головах священника, высокий дубовый крест, украшенный искусно изготовленными виноградными лозами и по древней традиции повязанный убрусами, или рушниками, или полотенцами, длинными, узкими, расшитыми красивыми узорами. А знаете, почему ими повязывают крест? Это пожелание близких, любящих покойного людей: да будет его дорога в Царство Небесное такой же гладкой и прямой, как эти рушники! Ничего нет плохого в этом пожелании, правда? Стоят паломники, молитвы творят, песни церковные поют и рассуждают между собой вслух: «Известно, что мученики кровью своей чистой, праведной, невинной омывают грехи народа, чтобы народу придти в покаянное чувство и пойти за Господом Иисусом Христом, Который и понимание всякой вещи подаст, и язвы души и тела уврачует, и накормит, и напоит». – «Так и отец Пётр умер смертью мученика за грехи людские, что и пояснил однажды в видении одному духовному своему чаду. Очень умножились грехи людей, много развратников, пьяниц, сквернословов, сребролюбцев, колдунов, так что мера гнева Божьего наполнилась до самого верха». – «Кто любит народ свой, у того непременно душа кровоточит». – «А теперь отдыхает батюшка Пётр в раю». - «Да что вы, да никак! Он теперь более прежнего трудится, и, если не кровь, то слёзы льёт, омывая грешные людские души». – «Ох, увидеть бы те слёзы святые!»- выдохнул кто-то. И вдруг с серого, пасмурного неба пошёл дождь, но как удивительно пошёл! Не над посёлком, и не над кладбищем даже, а лишь за дубовым крестом иерея Петра! Встал столпом - шириною как крест на могиле - от неба до земли, и лился, лился минут пять. Впрочем, никто времени не засекал и точно сказать не могут паломники, сколько сие чудо длилось. Они вспоминали потом, что, конечно, дождь этот вовсе не дождь был, а именно слёзы, только они никак их описать словами не смогли: «Ну вот, как по щекам текут и капают – вот так…» Писатель, который их слушал, понял, в чём дело. Дождинки круглые, шарообразные, может чуть приплюснутые, а слезинки вытянутые, низ толще, вверх острее… Лились с неба слёзы столпом, лились святые слёзы мученика Петра Боярского. И ушли от могилы тихие и плачущие паломники. И на следующий день – день памяти иерея Петра Боярского – сразу после панихиды как полился дождь над всем юго-западным краем Святой Руси, так и лился вечер и ночь не переставая. И может, то мученики времён принятия на Руси христианства, и мученики годин нашествий разных басурманских, и новомученики века двадцатого плакали, омывая грехи своего любимого народа, да поддерживая первые всходы возрождающейся веры в народе. Ей, ей, так это и было!



Если Вы желаете приобрести книгу «Слёзы мученика»
зайдите сюда.





* * *
Продолжение
Оглавление
Наверх


Раздел Творчество предлагает произведения православных мариупольцев на духовные темы (стихи, рассказы, картины). В этом разделе Вы можете разместить свои работы на православную тематику, связавшись с нами по электронной почте.