ФРАГМЕНТЫ ЛЕКЦИЙ БОГОСЛОВА
ДИАКОНА АНДРЕЯ КУРАЕВА (Мариуполь, 31.05-1.06 2004) Андрей КУРАЕВ – диакон храма св. Иоанна
Предтечи, что на Пресне; профессор Свято-Тихоновского
Православного Богословского Института, заведующий кафедрой основного богословия
и апологетики; старший научный сотрудник кафедры философии религии и
религиоведения философского факультета МГУ. Лекция 1. Тезис: В
настоящее время важно создавать православную элиту. n
Мое
лишь то, что я могу отдать! То, к чему прилепишься – не мое. Мое только то, что я могу отдать Богу и людям, приумножив сто
крат. Ты можешь владеть всем, лишь бы ничто не владело тобой. n
Все
материальное разрушается для того, чтобы показать его временность. Вечен только
Бог. Духовная сущность – Евангелие. n
Икона—созерцание
верующей души. Глядя на икону человек должен уловить идею, которую передает
икона. (Пример: изображение святой Матроны слепой; изображение грузинского святого… в очках) n
Современная
(секулярная) культура – антипод христианской
культуры. Эсхатология…Следы древних воззрений, обрядов, обычаев, происходит
разрыв святоотеческих традиций, нарушилась связь
времен… …быть или не быть (У. Шекспир) – «неогладиаторство». n
Светская
эстетика: созерцание +
земная красота, как самодостаточность. Религиозная эстетика: небесная красота и толчок к действию (к его пробуждению) Мораль и этика служат стяжанию святого духа. n
В
православии главное—его традиционализм. Православие – это призыв к действию, а не
наоборот. Человек – это существо духовно-физическое. Любое духовное действие
ведет к физическому. «Ваш выбор: совершать благое или неблагое действие.» n
Исихазм
– духовное возрождение (в раннем Христианстве). Исихазм дал толчок Православию. n
Православная
церковь – церковь уходящего поколения (главная цель – подготовиться к
переходу…) n
Было
время православных царств (Россия, Сербия, Болгария…). В ХХ веке все
православные монархии «ушли» в историю. Это был промысел Божий. «Научитесь быть народной религией, а не государственной. Хватит
нам быть в манежике.» «Двуглавый орел»: Герб Византийской Империи -- царь
и патриарх. Последний русский царь
Николай ІІ показал пример православного смирения. Этот человек
не может не вызывать уважение: он показал искусство умирать,
искусство терять, умение принимать волю Божью. n
В
настоящее время настала пора симфонии с обществом. n
Сильной православной державе нужна сильная православная
элита. Карьера должна быть ради людей, народа, а не ради материальных
благ.
Нужно мечтать о монастыре, а жить в миру и
переработать свою делянку в православную.
Вывод: в
православной державе должна быть православная ЭЛИТА. Если ты православный – ты
должен стать лучшим, стать профессионалом.
n
Может ли церковь дать мотивацию к успеху?
Ответ: Для выживания в Православной церкви надо
прививать вкус к
карьере (ради церкви, народа), вкус тяги к
монашеству.
В нормальной церкви должен действовать принцип: всем – для всех. /Лирическое отступление для
священников по поводу апостольского поста/ Важно вести работу в миру.
Православие социально сильно. Если подросток, юноша переступает порог храма –
это одаренный человек, он мог бы быть в другом месте, заниматься другими
делами, но он пришел в храм – и это надо ценить, обращать на это внимание. Важно, чтобы священники «не боялись людей». Не надо бояться – надо
идти в мир и проповедовать. Отец: смирение, искушение, послушание,
благословение… n
Идентификационные номера. Существует три аспекта отношения:
-
Человек
не хочет жить «под номером» -
Факт
социальной угрозы (прослеживание доходов) -
Человек
ведет «активную борьбу» и при этом всем рассказывает об этом. В одной из своих книг автор путем математического анализа
доказывает, что в этих номерах, в кодах нет трех шестерок. n
Грешит
тот, кто следит, а не тот, за кем следят. n
Отношение
к интернету: Интернет – это свобода, большое поле для деятельности, идеальная площадка для «послушания». Мечта монаха -- найти консервную банку, запаять
себя, чтобы другие не открыли. Интернет – идеальное средство для монаха: монах, сидящий перед компьютером, который молится за весь мир. Безграничные возможности для самовыражения, для общения, распространения информации. n
О
еде: Пасторство → к идоложертвенной пище. Апостол Павел: «Ешь все без исследования» … Реакция зависит от
того, в какой ты ситуации… «Не ешь – ради совести ближнего твоего.» Ирония по поводу «оральной стадии развития». n
Есть люди немощные в вере – к ним и относись терпимее.
Апостол Павел: «Будь совестлив перед верой слабого друга» Главное для
православного прийти к христианству, передать это детям.
Христос не спрашивал: откуда ты пришел? Важно, что
ты сейчас со мной. (Притча о «блудном сыне») n
Очень
часто человек испытывает терпимость перед суевериями бабушек, но нетерпим к
детям. А нельзя ли быть на 1/10 часть таким терпимым к нашим детям? Взрослый
должен испытывать терпимость к немощам, суевериям, увлечениям детей. Православие – это
одновременно бунт против современности и возможность нормально говорить со
своими детьми. Между православием и средневековьем нет знака равенства. Можно
быть православным и быть современным. С детьми надо говорить на языке их культуры, на
языке понятном им. (Книги автора о рок-культуре о Гарри Поттере,
Матрице и т.д.) n
Дело
смирения – не сравнивать себя с другим. n
В
настоящее время существует проблема воспитания мальчиков. Молодежь должна
видеть в церкви не проблему, а возможность, данную Богом. n
Задача
православного значит: стать лучшим. В ответах сектантам использовать:
Курс лекций по
Догматике. Цитаты из Библии о
Божественности
Господа нашего Иисуса Христа (или
Божественной
сущности Господа нашего Иисуса
Христа). Книгу автора «Основы православной
культуры как
средство от экстремизма». А также
можно устроить
«проверку на «совершенство», на
знание 10
заповедей и на соответствие им.
|
Продолжение |