НОВОСТИ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика

НОВОСТИ Наркомания
Творчество
Календарь
Молитвы
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта


ФРАГМЕНТЫ ЛЕКЦИЙ БОГОСЛОВА   ДИАКОНА  АНДРЕЯ КУРАЕВА

(Мариуполь, 31.05-1.06 2004)

ЛЕКЦИЯ 2

Тема: Догмат в современной церкви.

На примере Символа Веры: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.»

 

Догмат (от гр. dogma, dogmatos – учение, установленное мнение)

В богословии – основное положение вероучения, обязательное для всех верующих, признаваемое непреложной истиной.

 

n      ВЕРУЮ

Тезис: «Верую в отличие от знаю».

            В тоталитарном обществе существует критерий: знаю. «Кто не со мной, тот против меня.»

Верую – это то, во что я верую глубоко и лично, не очевидно для других людей. Христианство не передается из рук в руки. Христианство – это глубокая трагедия. Иисус Христос был распят своими же. Христос  был не очевиден для всех, что он Божий сын. Если в замысле Бога было спрятать Христа от узнавания его людьми, то никто не смог бы его опознать.  Он был бы и сейчас распят, если бы пришел к своим.

Очень важно не осуждать! Например, в секте Рериха господствует милитаризм и тотальное осуждение всех, кто не со мной. 

«Я верую, и то, что Господь дал мне, пока еще скрыто от других людей»

Вера – это не пассивное следование, а выбор, который разрешит своим знаниям стать своей сутью.

Христиане говорят: «Я ВЕРУЮ», вместо  «Я знаю», как говорят оккультисты, экстрасенсы, сектанты…

 

n      ВО ЕДИНОГО БОГА

«Во единого Бога»– это свободная воля личности, стоящей у истоков мира. Вера не в божество, не во что-то безликое.

Анекдот про армянское радио: «С кем граничит СССР? Ответ: С кем хочет, с тем и граничит».

Христианин не  может  верить в пантеон богов,  в духов, в тотем.  Есть единый Бог.

 

 

n      ОТЦА

Для христианина Бог – это Отец, а мы Его дети.

(История о министре иностранных дел и его сыне.)

Когда мы обращаемся к Богу, – мы Его просим.  Бог милостив. У Него одна забота: миловать и миловать, миловать и миловать. На Великом Суде Бог будет искать не за что судить, а за что миловать.

Притча из «Братьев Карамазовых» (Житие Петра Мытаря).

Отношение с Богом – это отношение с Отцом.

 

 

Бог создал нас по образу своему и подобию. В христианстве Бог антропоморфен (не абсолют, не безликий атман, тем более не тотем).

 

В шаманизме или колдовстве действуют заговоры. В заговоре колдун или шаман приказывает.

Молящийся человек просит. Просит о милости, о помощи, о чуде. Молитва – это просьба о возможности. Любая молитва – это  молитва о чуде. Чудо – это повседневное, а не нечто сверхестественное. Чудо – это воздействие более высокого плана.

Надо искать свои пути единения с Богом. Существует выражение: «Ты стань Божьим, а Бог о тебе сам позаботится».  Мы с Богом должны выстраивать свои отношения сами.

 

n      ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ

Бог Вседержитель, все в руках Божьих.

Христианину нет дела до порчи, колдовства, астрологов. «Отказавшись от демона, повернувшись к Богу – все, назад не поворачивай. Тот, демон, не накажет. Наказать может Бог, если ты будешь не тот.»

Человек должен уметь расти через боль, церковь этому помогает. Научитесь любить в себе болезнь.

«Тот, кто научился превозмогать болезнь, тот недалек от святости.»

Каково соотношение Вседержителя и личной свободы?

Теории ответа нет, но есть практика.

Фома Аквинский: «Молись так, как будто все зависит от Бога, а делай так, как будто все зависит от тебя.»

(Этот вопрос автор иллюстрирует примером из «Матрицы»: Свободен ли Нео от матрицы или все зависит от ее перезагрузки?)

n      ТВОРЦА

Творец – это поэт из стихий сочиняющий мир.

Этимология и семантика этой фразы:

Стихия – это то, из чего состоит космос.

Сочинять – это сочетать, выстраивать по чину.

Совмещение промысла, свободы и…

Творить, значит не рождать. Бог не обязан творить мир, это – его творческий поступок.

Смысл обрезания: отрезать от себя мир, чтобы потом дать возможность свободно вернуться.

Бог в Библии обрезает (отрезает) от себя другой, отдельный мир, а потом «свободный вернись ко Мне».

 

n      ТВОРЦА НЕБУ И ЗЕМЛИ, ВИДИМЫМ ЖЕ ВСЕМ И НЕВИДИМЫМ

Бог есть творец, создатель всего сущего.

Если говорят: «Бог – это космос, природа есть Бог», -- это не христианство, это пантеизм.

Бог не часть природы, а ее создатель. Бог отдельный, свободный.

Бог сотворил мир, но не стал  его частью.

Исихазм. Секуляризация. Утилитарный индивидуализм. Эсхатология. Евхаристия.

Догмат (от гр. dogma, dogmatos – учение, установленное мнение.

   В богословии – основное положение вероучения, обязательное

   для всех верующих, признаваемое непреложной истиной.

Тезис – положение, утверждение, которое автор или оратор

   намерен доказать, защищать или опровергать.

Трансцендентальный (от лат. transcedenc, transedentis

   перешагивающий, выходящий за пределы) – связывающий с

   другими мирами, выходящий за пределы физического, данного в

   пяти ощущениях, мира.

Этимология – определение происхождения слова.

Семантика – смысловое значение слова, его частей.

 

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (ФРАГМЕНТЫ):

 

Ø      Вопрос: В чем неприятие православием католицизма.

Ответ: К примеру, если к зданию в пять этажей пристроить еще два – оно

не выдержит и даст трещины. Так и в католицизме: они надстраивают

новые догмы, которые разрушают все здание.

(Пример: непорочность Девы Марии. Речь идет не о непорочном зачатии

Девой Марией Иисуса Христа, а о непорочном зачатии самой  Девы

Марии.

Непорочное зачатие Христа заключалось в том, что Иисус Христос был

зачат Девой Марией от Духа Святого, ниспосланного Богом-Отцом.

У Девы Марии были земные отец и мать. Следовательно, ее не могли

зачать непорочно посредством Святого Духа. В этом и есть казус.

Следующий пример: непогрешимость Римского папы.)

 

Ø      Вопрос: Можно ли посещать храмы других вер: католические, «филаретовские» и др.

Ответ: Можно. В этих храмах могут быть православные святыни, иконы,

почитаемые православными. Перед ними нужно молиться так, как

принято в православии.  Однако не следует принимать участие в

богослужениях, мессах и литургиях, проводимых в таких храмах. Лучше

молиться самим, по православному канону.

 

Ø      Вопрос: ­Насколько «выросло» православие в России за последние годы?

Ответ: За последние 15 лет количество монастырей в России выросло с 3,5 до ≈700. Количество церквей увеличилось с ≈3000 до ≈17000.

 

Ø      Трактовка слов из песни «Над небом голубым есть город золотой» (а не как у Б.Гребенщикова «Под небом голубым есть город золотой»).

Над небом голубым есть город золотой: Небесный город Иерусалим

трансцендентен по отношению к миру.

Трансцендентальный (от лат. transcedenc, transedentis

перешагивающий, выходящий за пределы) – связывающий с

другими мирами, выходящий за пределы физического, данного в

пяти ощущениях, мира.

Под небом голубым есть город золотой: В язычестве святыня находится

внутри мира.

 

Ø      Вопрос: Как церковь относится к  гомосексуализму? Что делать, если такой человек считает себя верующим, христианином?

Ответ: Отношение крайне отрицательное. Решение проблемы не в том, чтобы такой мужчина переключился на женщин и стал искать предмет своих симпатий, главное, – обуздать свои желания, научиться владеть своей сексуальной энергией и не выплескивать ее на окружающих. Лучше быть аскетом.