ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта




ВЫБОР СУПРУГА - ВАЖНЕЙШИЙ И ОТВЕТСТВЕННЕЙШИЙ ШАГ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
(По книге Н. Е. Пестова "Путь к совершенной радости").
Часть 2

Участие старших в выборе

И как странно: во всех государственные, жизненных, практических делах,- в делах техники, науки, искусства, - когда решается важный вопрос, считают необходимым собирать мнения наиболее опытных, чаще всего пожилых людей. Для этого собирают советы и совещания, вопрос всесторонне обсуждают, и на основе всех мнений выносят сообща соответственное решение. Для молодой жизни нет более ответственного решения, как выбор супруга и спутника всей жизни. Ив этом важнейшем вопросе считается возможным предоставлять решение одной; неопытной, неокрепшей духовно душе с ее почти полные отсутствием знания жизни. Поэтому не может быть сомнений, что счастье брака будет более обеспечено лишь при одобрении его старцем, духовным отцом или благочестиво настроенными родителями. И всегда христианским детям необходимо проявлять и в этом наиболее важном для жизни вопросе полноту послушания духовным руководителям и благочестивым родителям, используя их опыт и знание жизни и подавляя свое мнение, желание склонность. В этом залог их счастья на всю жизнь. При выборе старцами или родителями всегда будет избегаться опасность легкомысленной поспешности, опасность поддаться случайному влечению и слепому чувству. Следует вспомнить, что по обычаю в древней патриархальной семье выбор супругов для детей производился родителями. Так "друг Божий" (Иак. 2, 23)-родоначальник израильского народа Авраам- выбирает сам жену своему сыну Исааку. Не желая брать ее из окружающего его нечестивого народа, он посылает своего доверенного слугу для выбора невестки на свою родину (Быт. 24). Из истории Новозаветной Церкви всех эпох и народов можно видеть, что в благочестивых семьях выбор невест и женихов производился чаще всего родителями бракующихся. Такой же порядок, как известно, существовал на Руси в прежние века. И в лучших по духу христианских семьях до последнего времени в этом вопросе еще существовала полная покорность детей родителям. Вот рассказ одного из современных нам пастырей Церкви о том, как совершалось его бракосочетание (о. Митрофана Сребрянского). "Я был студентом духовной Академии, 22 лет, когда, приехав домой, я объявил родителям, что намерен вступить в брак и затем воспринять священство"- осуществить мою заветную мечту. Я объяснил родителям, что избранная мною девица -- дочь священника, образована, полна веры и любви к Господу и согласна разделить со мной крест иерейского служения Богу и людям. Я просил родителей благословить нас, но предупредил; если я не получу их благословения, то брака этого не будет. Выслушав меня, отец мой, священник, засветил лампаду, надел епитрахиль, взял в руки св. икону. К нему присоединилась моя мать и взяла эту икону за другой край. После этого мой отец спросил меня: "Вот ты желаешь вступить в брак и воспринять священство, но скажи нам" сохранил ли ты целомудрие?" Я отвечал ему: "При помощи Божией и ваших святых молитв" данного вами мне воспитания, я сохранил целомудрие и не знаю устроения женского тела". Тогда отец велел мне стать на колени и сказал: "Мы, родители твои, верим тебе и благословляем тебя на брак с девицей Ольгой. Иди и женись для благословенного продолжения рода человеческого. Иди и восприми из рук архиерея Божия благодать священства и жертвенного служения Богу и людям при помощи твоей супруги и до конца жизни". После этого меня благословили иконой. Отец, кроме того, благословил иерейски, а мать перекрестила меня. Я поцеловал св. икону, руки отца и матери и плакал горячими благодарными слезами". Законы духовной жизни вечны и неизменны. Здесь не может быть так называемых "прогресса" и "эволюции" - этой дурной бесконечности на том пути устроения мира, по которому хочет вести его сатана. Поэтому и установленные с первых веков христианские нормы и обычаи взаимоотношений христианского общества в основе должны оставаться неизменными. И если они изменяются, то причиной этому служит ослабление веры и благочестия в эпоху отступления от Христа на закате мировой истории. Не связанная более заповедями и установлениями Церкви, молодежь духовно порывает с родителями, не хочет подчиняться им или не считается с их мнениями и благословениями. Стала ли жизнь молодежи от этого счастливее, браки - более удачными, семьи - более крепкими, разводы - более редкими? Ответ очевиден для всех: налицо распад семьи, ее шаткость, многочисленные неудачные браки и очень большой процент разводов.
*** Мудрые обычаи в выборе супруга, существовавшие во все века христианства, ныне уступили место браку по случайному знакомству и первому "увлечению". Для христианина брак по страсти неприемлем главным образом потому, что является причиной нарушением первой из Десяти заповедей. "Да не будут тебе бози инии, разве Мене", - сказал Господь. Эта заповедь говорит о том, что прежде всего и больше всего на свете мы должны любить Господа и не простирать любви к твари до забвения Творца. Ведь место Творца в душе человека, ослепленного страстью, занимает другой человек, ставший для него своего рода кумиром, "божком". Об этом, кстати, красноречиво свидетельствуют эпитеты, которыми награждают друг друга влюбленные: "Ангел мой, божество мое, жизнь моя, ты для меня все". Ни одна невеста не может быть названа ангелом, ибо нет ни одного человека, чистого от грехов. Ни об одном женихе нельзя сказать: "Ты для меня все". Если бы он был для тебя всем, то с утратой его ты осталась бы в таком случае без всего. Ни одну невесту, ни одного жениха нельзя назвать "нашей жизнью". "Мне еже жити Христос". Чем неумереннее такие похвалы, такое превозношение, тем тяжелее, скорее всего, будет разочарование впоследствии, когда молодые супруги столкнутся с трудностями семейной жизни. Опыт вам покажет, что особа, которую вы называете "своим божеством", грешит не меньше большей части смертных, что ваш "ангел" имеет нужду в ваших обличениях и вразумлениях. Ваше "божество" бывает вспыльчиво своенравно, у вашего "ангела" иногда злоба так искажает черты лица, что делает их годными для снятия с него образа злого духа. Иаков сердечно любил Рахиль и семь лет служил за нее ее отцу, но такой неумеренной лести никогда не было на его устах.

СЕМЬЯ ДУХОВНОЙ ДОЧЕРИ АРХИЕПИСКОПА АРСЕНИЯ

Как возникают христианские домашние церкви и каково их назначение - говорит следующий рассказ. У архиепископа Арсения (Жадановского, o1-1937) бьша духовная дочь - девушка, мечтавшая принять монашество. Но не такой путь был указан ей духовным отцом: "Ты должна быть, замужем и иметь многочисленную семью. За всех моих духовных дочерей, принявших монашество, ты должна родить детей которые будут истинными христианами. А первого твоего ребенка, когда ему будет 12 лет, я сам постригу в иночество, вместо тебя. Ищи себе жениха и приведи его ко мне" Ради послушания девушка оставила свою мечту о монашестве и стала присматривать жениха. Один человек понравился ей, и она привела его к Владыке. Он поговорил с ним и велел прийти за ответом на другой день. Ответ был отрицательный. То же повторилось и со вторым женихом. Третьего нашла мать девушки. Совсем не понравился этот невесте. Однако, из послушания матери, она повела и его к Владыке, думая - "все равно Владыка забракует и этого, как первых двух". Но каково было ее горе, когда на другой день она услыхала от архиепископа: "Вот тот, кого Господь тебе назначает в мужья. От него ты будешь иметь много детей, и если он тебе не нравится, то не смей никогда хоть сколько-нибудь обнаруживать ему это. С ним ты будешь счастлива". Горько плакала невеста, но по вере и послушанию духовному отцу подчинилась. У нее было 13 детей, из которых выросли 7. Прислуги в семье не было, и воспитывала детей только мать. Когда стали подрастать первые дети, их обязанностью было помогать матери: старшие одевали младших, с ними гуляли и т. д. Семья создалась истинно христианская, и жена со временем полюбила своего мужа. Отношения в семье между всеми членами были всегда неизменно нежными и сердечными. В семье была: общая вечерняя молитва, которая читалась по очереди детьми. Все дети выросли глубоко верующими. Один из них служит диаконом в одном из московских храмов. А первый ребенок - дочь, была пострижена Владыкой в иночество12-ти лет. Хотя с внешней стороны она кажется обычной служащей, но по духу, она истинная монахиня и, точно исполняет все иноческие обеты.

ОСТОРОЖНОСТЬ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ДО БРАКА

Первое, что необходимо для, вступающих в брак, это неторопливость, основательное размышление о верности выбора, проверка правильности своего решения с духовным отцом или старцем, родителями или людьми, богатыми благочестием и опытом жизни. Второе, что необходимо знать и всегда учитывать молодым душам, избирающим себе спутников жизни, - это крайняя осторожность во взаимоотношениях до совершения брака. Много несчастий или тяжелых переживании бывает из-за отсутствия такой осторожности, осмотрительности и сдержанности у молодых людей. Надо помнить, что просыпающаяся любовь у людей разного пола, переходящая затем в страсть, есть сильнейшее чувство среди всех переживаний души: "Крепка, как смерть, любовь" (Песп. 8,6). А корда премудрый Соломон захотел описать силу чувства - влечения души чело-веческой (воинствующей Церкви) к Богу, то он отобразил ее в образе Суламифи и ее отношения к своему возлюбленному ("Песнь песней"). Счастье для: влюбленных, когда их любовь приводит к браку - к желанному для них концу. Но как часто мы видим и другое. Вся художественная литература полна описаний трагедий из-за несчастной любви (самоубийства, сумасшествия, сердечные травмы на всю жизнь или на долгое время и т. п.). Часто разрыв в отношениях происходит по воле юноши-жениха. Грядущей затем трагедии можно было бы избежать или смягчить ее, если бы юноша был духовно подготовлен к жизни, не торопился бы с предложением и терпеливо ждал времени, когда у него наступила бы полнота ясности в оценке духовных качеств невесты и правильности выбора. К выбору супруга вообще следует подходить со смирением, допуская, что если нет воли Божией на этот брак, то он может и не состояться, и не откоситься к подобному исходу как к трагедии, зная, что Господь все устрояет к нашему же благу. В ряде случаев период общения жениха и невесты по разным; причинам длится долго, и свадьба откладывается из-за разных, чаще всего житейских, соображений. При несдержанности в отношениях, как говорилось уже выше, юношеская любовь переходит в страсть. Поскольку иногда последствия этого бывают трагичны, то духовные отцы, повторяем, все единодушно рекомендуют жениху и невесте большую сдержанность в отношениях в период, предшествующий свадьбе. Так, например, водном случае, когда свадьба откладывалась до окончания учения жениха (в Духовной Академии), старец о. Алексей Зосимовский разрешил своим духовным детям - помолвленным жениху и невесте - до бракосочетания видетъся лишь один раз в два месяца. При этом он велел им, когда они виделись, садиться на почтительном расстоянии друг от друга и звать друг друга на "вы" и по имени-отчеству. Подобные же указания давал своим духовным детям о. С. М. Он советовал жениху и невесте в этот период искать более духовного сближения, помогать друг другу в добре, воздерживаться от проявления чувственного: влечения и от какой-либо интимности в отношениях друг к другу и был очень строг в этом отношении. Он говорил, что соблюдение наибольшего целомудрия в период до брака привлекает к ним благословение Бога, и последующие взаимоотношения будут лучшими. Девушке надо помнить, что хотя инициатива большей частью принадлежит жениху, но ведущая роль во взаимоотношениях есть достояние невесты. Недаром даже простые и грубые парни ценят "недотрог". Батюшка же о. Алексей Мечев так говорил о том, какой должна быть девушка: "Девушка должна быть чиста, как цветок, ничто не должно к ней прикасаться". "Забывает ли девица наряд свой, невеста пояс свой?".-- говорит Господь устами пророка Иеремии (2, 32). К сожалению, в наше время у некоторых невест по желанию ли угодить жениху, или по какому-то легкомысленному равнодушию к девической чести проявляется недостаток скромности, и стыдливости в общении с женихом. В допетровские времена на Руси невеста обычно даже и не видела своего жениха до венца. Это была своего рода крайность, хотя в основании ее было побуждение доброе - оградить девицу от всего, что может вредить ее стыдливости и целомудрию. Но теперь замечается противоположная крайность: непростительная распущенность в отношениях невесты с женихом, которой соответствует нескромность и в одежде. Все это, в конце концов, неизбежно отражается на всех. последующих отношениях в браке. Если невеста хочет, чтобы ее будущий муж дорожил ею и уважал ее, она должна заслужить это уважение, должна держать себя с достоинством в обращении с ним до свадьбы. Кто легко отдает себя в распоряжение другого, на того впоследствии будут смотреть как на малоценную вещь. Взаимное уважение, которое, должно существовать между супругами всю жизнь, очень часто бывает плодом их разумного поведения до свадьбы.

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ О ВЫБОРЕ НЕВЕСТЫ

Для, того чтобы найти в супружестве мир и тишину для души, образовать, чрез него единодушное и благочестивое семейство, нужно приступать к браку не без великой осмотрительности. Святой Иоанн Златоуст советует намеревающемуся вступить в брак предварительно ознакомиться с законами о браке, положенными Христовой Церковью, чтобы в их познании и рассмотрении своих расположении найти путь к семейному счастью. "Желающиий вступить в брак должен иметь большое внимание к сему деду. Ибо если намеревающиеся купить дом тщательно расспрашивают как продавцов, так и прежних владельцев внимательно рассматривают его качества, -не гораздо ли большую должно иметь заботливость тому, кто намерен жениться? Ибо дом негодный можно продать, а жену, однажды взятую, нельзя снова отдать тем, от кого взята она, но необходимо всегда иметь ее в доме, если, изгнав, ее как злую, не хочешь по закону божественному остаться виновным в прелюбодеянии... Намеревающимся жениться советую послушать блаженного Павла и перечитать написанные им законы о, браке" и узнать прежде, что он повелевает делать в тех случаях, когда жена будет злобна, или злоречива, или малоумна, или подвержена другому подобному недостатку, и потом уже подумать о браке. Если ты увидишь, что он повелевает даже. любить жену, имеющую всякий порок, кроме нарушения целомудрия, и жить с нею, то испытай свой дух, как бы действительно надлежало тебе переносить какой нибудь порок ее. Если это покажется тяжким и несносным, постарайся всеми мерами о том, чтобы взять жену добрую, благонравную, послушливую, зная, что если возьмешь худую, то необходимо надлежит быть одному из двух, - или должно переносить непрестанные неприятности, или, когда не хочешь этого, - подвергнуться за изгнание жены обвинению в прелюбодеянии. Если правильно рассмотрим это прежде брака, узнаем сии законы, то будем стараться прежде и более всего о том, чтобы взять жену добрую и сходную с нашими правами". Такое предварительное размышление о неразрывности брака - и обязанностях, возлагаемых им на лица сочетающиеся браком, должно внушить каждому Особую осмотрительность при выборе невесты или жениха. Главное, чего нужно искать в невесте, есть доброта души и благонравие. Поэтому свт. Иоанн Златоуст говорит: "Поскольку многие расположены к своим жёнам не так, как повелевает разуй, то я увещеваю мужей употреблять начала все меры к тому, чтобы взять жену благонравную и исполненную всякой добродетели. Купец не отправит корабля в море и не станет заниматься никакою торговлею прежде, нежели заключит с своим сообщником условия, которые бы могли ручаться за взаимное их согласие. Так и ты наперед употребляй все средства к тому, чубы иметь совершенное внутреннее согласие с будущею сообщницею в занятиях твоей жизни".

Против браков по расчету

"Будем искать в избираемой невесте - учит свт. Иоанн Златоуст -только одного - душевной добродетели и благородства нравов, чтобы наслаждаться миром, чтобы утешаться взаимным согласием и постоянной любовью. Кто взял жену богатую, тот взял себе более госпожу, нежели жену. Если жёны и без того бывают исполнены гордости и склонны к честолюбию, то когда и богатство будет им прибавлено, как они могут быть сносными для супругов? А кто взял жену, равную по состоянию или беднейшую, тот взял себе помощницу и, сотрудницу и внес в дом все блага, потому что бедность располагает ее беречь своего мужа, и во всем слушаться его, и повиноваться ему и устраняет всякий повод к несогласию вражда: гордости и оскорблению, но напротив, делается союзом мира, единодушия, любви и согласия. Не будем же искать того, чтобы нам получить деньги, но будем искать мир и спокойствие. Брак не для того, чтобы мы наполняли дома, враждой и ненавистью, чтобы имели ссоры и распри, несогласие друг с другом; и делали жизнь не в жизнь, но для того, чтобы; нам пользоваться помощью, иметь -пристань, прибежище и утешение в случающихся бедствиях, чтобы находить удовольствие в беседе с женой. Сколько богатых, взявших богатых жен, увеличивших свое состояние, лишились и удовольствия и согласия, имея ежедневные ссоры за столом, вступая в состязания с женами? Сколько бедных, которые взяли беднейших жен, наслаждаются миром! А богатые, при всей окружающей их роскоши, из-за жен молят себе смерти и желают освобождения от настоящей жизни. Нет никакой пользы от богатства, если мы не найдем доброй души..."

Об истинной красоте невесты

Кроме браков по расчету, бывают браки по любви, или, лучше сказать, по страсти, в которые нередко вступают люди молодые с неустановившимся образом мыслей и неопытные в жизни. Так как в большей части подобных браков причиною страсти служат не душевные достоинства избираемого лица, а его внешняя красота и другие внешние качества, то неудивительно, что браки по страсти часто бывают очень несчастливы. Поэтому св. Златоуст неоднократно предостерегал молодых людей от слепого увлечения одной телесной красотой в Невесте и часто следующих за ним горьких, но напрасных сожалений. Намеревающимся вступить в брак и их родителям он старался внушить, что телесная красота есть нечто несущественное и скоропреходящее в человеке и ни в каком случае не может служить залогом прочного счастья в брачной жизни и что истинная, всегда дорогая сердцу красота состоит в прекрасных качествах душевных, без которых телесная красота не имеет никакого достоинства. " Не в теле красота, - говорил он в одной из своих бесед на Евангелие от Матфея, - но красота тела зависит от того образования и характера, который отпечатлевает душа в формах тела. Итак, люби душу, которая сообщает телу такое благообразие. Я тебе покажу, что и в самой сей жизни все прекрасное зависит от души. Если душа радуется, то розы рассыпает по ланитам; если печалится, то отнимает красоту у тела и облекает его в черную одежду; и если постоянно находится в веселом состоянии, то и тело бывает безболезненно; если же находится в печали, то и тело бывает слабо и бессильно. Если душа бывает объята завистию, то и на тело разливает бледность и, томление; если исполнена бывает любовию, то и телу сообщает особенную миловидность. Таким- то образом многие жены, не будучи красивым лицом, особенную приятность имеют от души; напротив, другие, одаренные отличной красотой, всю ее портили тем, что не имели приятности в душе, Представь, как румянеет белое лицо, и какую производит приятность разнообразием цвета, когда краска стыдливости; разливается по нем! Посему, в ком бесстыдна душа, у того и самый вид отвратительнее вида всякого зверя; напротив, стыдливая душа и самое лицо делает кротким и любезным; ибо нет ничего прекраснее и любезнее доброй души. Любовь к телесной красоте смешана с огорчением; напротив, любовь к кроете душевной соединена с чистым" невозмущаемым удовольствием. Итак, когда ты видишь привлекательный внешний вид, постарайся узнать внутренний; и если он некрасив, презри и внешний". Удовлетворяться в выборе невесты одной чувственной красотой очень опасно, потому что любовь" ею возбужденная, очень кратковременна, и тем скорее исчезает, чем скорее из-под прекрасного образа высказывается злая душа. "Красота без добродетели, - по словам Златоустого, - может, конечно, занять мужа дней на десять, двадцать или -тридцать; но не сохраняет этой силы далее, потому что воспламенение любви исчезает при обнаружении злобы.! Но женщины обладающее душевным благородством, чем более с течением времени раскрывают благородство своей души тем сильнейшую любовь возжигают в сердцах своих мужей". Поэтому женщинам одаренным красотою. Златоуст советует не тщеславиться этим даром и не считать его верным средством к приобретению любви мужа и к достижению семейного счастия. "Красота телесная чрез привычку становится обыкновенною, - говорит он,- а красота души на каждый день обновляется, и больший возжигает к себе пламень, Итак, если хочешь угодить мужу, украшай себя скромностию, благочестием, пекись о доме; это - единственное средство покорить мужа, и навсегда. Ни старость не изменяет сей красоты, ни болезнь не повреждает ее. Вот красоту тела, стирает время и поедает болезнь: но красота душевная выше всех перемен, та и зависть возбуждает, и ревность производит, а сия не подвержена подобным страстям и не знает никакого тщеславия".

О необходимости при выборе супруга узнать волю Божию

Но поскольку никакая человеческая проницательность не в силах проникнуть в глубину сердца избираемой, и никакая человеческая предусмотрительность не предугадает всего будущего, и поскольку добрая жена, по слову Премудрого, есть дар Господень при выборе невесты должно полагаться на волю Господа, смиренно спрашивая у Него, как Его дара, доброй жены. Авраам не согласился взять жену своему сыну из неизвестных, хотя и соседственнвенных ему племен, но отправил за нею раба своего в отчизну, в полной вере, что Господь Сам устроит брак его сына. И Елиезиер, раб Авраама, прибыв в Месопотамию, не стал расспрашивать о невестах у жителей, но обратился с молитвою к Богу, и Бог Сам указал ему Ревекку, "И ты,- говорит Залатоустый, - намереваясь избрать супругу не прибегай к людям, или к женщинам устрояющим свою прибыль из несчастий чужих, ищущих только того, чтобы получить награду за свои труды, но прибегай к Богу. Не говори: "Как мне видеть Бога? Как беседовать с Ним и вопросить Его?" Это слово души неверующей; Бог может устроить все, что хочет, и без слова и скоро". Равным образом, при выборе жениха родители невесты иметь в виду неспешнее его состояние, а преимущественно душевные его качества из которых должно быть благочестие. И здесь св. Златоуст советует родителям невесты все дело избрания жениха предавать Богу и от Него просить доброго мужа для своей дочери. "Ищи,-- говорит он, - для своей дочери мужа, который бы поистине был ее защитником и хранителем ищи с намерением дать телу главу. Не ищи денег, блеска происхождения, знатности рода; это все лишнее; но ищи благочестия души, кротости, истинной мудрости, страха Божия, если только желаешь, чтобы дочь твоя жила в удовольствии и радости. Ища мужа богатого, не только не угодишь ей, но еще оскорбишь ее, сделаешь вместо свободной рабою; не столько будет она наслаждаться удовольствием от золота, сколько мучиться горестию рабства; не сего ищи, а того, чтобы он был равного состояния. Если же сего не может быть, то ищи лучше бедного, чем богатого, если хочешь, чтобы дочь твоя не продана была ему как господину, отдана как мужу. Когда испытаешь добродетель жениха и станешь отдавать ему дочь, тогда проси Христа" чтобы Он Сам присущ был сочетавающимся ддя Него не низко сие, потому что это - тайна Его присутствия. Когда ты заботишься и ищешь мужа, молись: "Скажи мне, Боже, кого провидишь Ты", -- и Ему предавай и вверяй все дело; за благоговении твое 0н вознаградит тебя. Нужно сделать два дела: поручить всё Ему и искать" такого мужа, который угоден Ему, т. е. доброго и честного".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудно постичь все значение брака в жизни. Он может сделать человека счастливейшим в жизни, если он нашел себе в спутники любящее, добродетельное и единодушное ему существо, и самым несчастным, если через спутника на него излилось влияние темного, человеконенавистнического духа. Поэтому и в браке можно приблизиться к вратам рая и приобщиться к страданиям яда. Апостол Павел предупреждает брачующихся: "Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль"(1 Кор. 7, 28). Он говорит также, что брак может стать препятствием и в духовной жизни человека (хотя, конечно, ничто не может помешать в стремлении угождать Богу, если того хочет человек). Узок путь и тесны врата, ведущие в Царство Небесное, и поэтому христианский брак должен быть тем идеальным браком, в котором супруги понуждали бы себя к исполнению заповедей Божиих, быть тем браком, в котором, по слову апостола, "имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего" (1 Кор. 7, 29-31). В противном случае имеет место следующее предупреждение апостола: "Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения" (1 Кор. 7, 32-35). Вслушаемся в это предупреждение апостола, задумаемся над тайной брака, над его величайшим значением в жизни. И прежде чем сделать важнейшее из жизненных решений, сделаем все, чтобы это решение приблизило нас к духовному свету, к богообщению и отсюда к счастью, а не привело бы к неверию, к греху, страстям и не ввергло бы в пучину страданий.

МОЛИТВА ДЕВИЦЫ О ЗАМУЖЕСТВЕ

О, Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душою и всем сердцем моим и чтобы исполняла во всем волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани меня от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают меня. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же мне охоту к трудолюбию и благослови труды мои. Поелику же закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему освященному Тобою званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: не добро быти человеку одному, и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичьего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честного и благочестивого, чтобы мы в любви с ним и согласии прославлял Тебя, милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.