ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта




ВЫБОР СУПРУГА - ВАЖНЕЙШИЙ И ОТВЕТСТВЕННЕЙШИЙ ШАГ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
(По книге Н. Е. Пестова "Путь к совершенной радости").
Часть 1

Если Господь не созиждет дом, напрасно трудятся строящие его. (Пс. 126, 1).

Молодая, юная душа, вступающая в брак, помни, что нет в жизни более ответственного, более значимого, более влияющего на всю жизнь решения, чем решение вступить в брак и выбор супруга. Да подаст тебе Господь осознать это и сделать все необходимое, чтобы избежать роковой ошибки. От твоего решения будет зависеть - проживешь ли ты эту жизнь, радуясь или с горькими слезами; почерпнешь ли ты в браке новые силы, или ты согнешься под непосильным игом и захиреешь или, что еще хуже, сломишься и погибнешь духовно (а может быть, и физически), как погибают многие. Счастье, если личная свобода в браке сменилась добровольным подчинением благочестию, но горе, если это будут цепи греха и страстей" Старица Ардалиона (из Усть-Медведицкого Донского монастыря) имела одно время около себя послушницу, хотя и привязанную к ней, но чуждую по духу и своевольную. Много страдала из-за нее старица, пока послушница сама не ушла от нее, поняв, что выбрала путь не по силам. Старица так отзывалась о времени, когда она жила со строптивой послушницей: "Живя с ней, я чувствовала себя так, как чувствовал бы себя живой человек, к которому привязан труп". Так переживала старица присутствие чуждой ей по духу души.

Недаром существует старая русская поговорка: "Чтобы узнать человека, надо съесть с ним два пуда соли", т. е. тесно общаться с ним длительное время. Мы слышали рассказ одной женщины, к которой приходила ее умершая сестра, чтобы предупредить ее о загробной участи тех, кто не помнит о Боге и Его заповедях. Она говорила, что нечестивые люди там, за гробом, так же "бранятся, злобятся и грызут друг друга, как это они делали на земле. В этом и есть сущность мучения", - пояснила умершая. И если несчастный брак вылился в постоянную духовную борьбу, взаимное непонимание, укоры, ссоры и брань, то не приобщатся ли супруги еще здесь, на земле, к мукам ада? А такие браки так ли уж редки?

Апостол Павел, сочетавший неизмеримые глубины духовного озарения с практичностью жизни в мире, предупреждает брачующихся: "Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль" (1 Кор. 7, 28). Он говорит также, что брак может отразиться и на духовной жизни, на стремлении угождать Богу.

Наблюдая жизнь, можно встретить много случаев изменения мировоззрения под влиянием супруга. Вот два из них, лично известные автору. Молодая, женщина тянется ко Христу, находит вкус в чтении Добротолюбия и говорит о нем: "Если бы оно мне было известно раньше, я не вышла бы замуж". Но муж у нее атеист и человек сильной воли. И его влияние победило: душа женщины не выдержала раздвоения - она не смогла "служить двум господам" и... выбрала мужа, оставила Бога, молитву, порвала с кругом верующих людей, чтобы ничто не напоминало ей о прошлом. Другой случай: муж имел церковное посвящение в "чтеца" и был ревностным "алтарным братом" одной церковной общины. Община распалась, не стало духовного отца. И этого было достаточно, чтобы пересилило влияние жены-атеистки. Теперь он смеется над верой и "жалеет" тех, кто, по его словам, "не стряхнул с себя ее уз". Так духовно умерли слабые. А для сильных, но чуждых по - духу, своему супругов в браке неизбежны страдания, Духовный конфликт может возникнуть и с друзьями и знакомыми, но с ними можно порвать связь. От супруга уйти нельзя: можно или покориться ему, или проводить жизнь в постоянной борьбе, духовной самозащите и отсюда в непрерывные глубоких страданиях души. Вот как опасно соединить свою судьбу с человеком неверующим - безумным, по терминологии пророка Давида: "Сказал безумец в сердце своему нет Бога" (Пс. 13, 1). Но и холодная вера -маловерие- есть душевная болезнь" Неизбежно она сочетается с господством в душе страстей, изнуряющих душу (гордость, тщеславие, сребролюбие, сластолюбие и т. д.); Но страдание больной души неизбежно, и, по духовному закону, будет передаваться близким, и прежде всего супругу. Апостол Павел пишет: "Страдает ли один член, страдают с ним все члены" (1 Кор. 12, 26). И в этих случаях сундук не может уклониться от страданий по заповедям апостола "плачьте с плачущими" (Рим.12,15) и сильные должны сносить немощи бессильных и не себе угождать" (Рим.15,1).

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА

Выше уже говорилось, что выбор супруга есть выбор, от которого в сильнейшей степени зависит счастье или несчастье последующей жизни. Зададимся же вопросами-как подготовить себя к этому выбору, каковы условия для верного решения и как совершить его? Есть поговорка: "Истинные браки совершаются на небесах". И, конечно, брак лишь тогда может быть счастливым, когда он совершается согласно воле Божией. Итак, при выборе супруга, как и при всяком деле, христианин должен искать воли Божией. И опять-таки, если есть возможность получить решение духоносного старца или духовного отца, то их устами будет говорить голос Божий. В жизнеописании преподобного Серафима и оптинских старцев можно найти случаи, когда они сами устраивали браки, видя для них духовными очами Божие благословение, и вместе с тем запрещали другие браки, хотя с внешней стороны все, казалось, благоприятствовало последним. И всегда благословение старцев было залогом счастья, а нарушение запрещения влекло неизбежные скорби и беды. Так к старцу Амвросию Оптинскому ходил молодой крестьянин которого мать побуждала к женитьбе. Старец не давал благословения и все откладывал решение. В последний приход к старцу крестьянин сказал, что не имеет более сил слушать упреки матери. Вздохнул старец и говорит: "Вижу, что не можешь ты более терпеть, а нельзя тебе жениться". Крестьянин женился, а через три месяца умер, оставив жену в ожидании ребенка на горькую долю вдовы, а ребенка - на сиротство. Но если нет почему-либо возможности узнать волю Божию через старца или духовного отца, то надо самому терпеливо просить вразумления у Бога. Надо понудить себя в этом случае на усердную молитву и отдать ей все силы, не жалея себя: дело идет о судьбе для всей жизни, которая дается человеку лишь один раз. "Просите же, и дано будет вам" (Мф. 7, 7), - говорит Господь, хотя, может быть, Он и "медлит" (Лк. 18, 7) в исполнении просьбы для испытания нашей веры и усердия. Как придет решение, вперед сказать нельзя, но оно придет очевидным, видимым образом для духовных очей неотступно молящегося. По совету старцев, все дела свои христианин должен делать с пожданием, т. е: не торопиться с окончательным решением. Очевидно, так надо подходить и к вопросу о выборе супруга. Выдержка времени при непрестанной молитве приведет к тому, что интересующий нас человек (жених или невеста) будет узнан в истинном свете и восторжествует воля Божия, а не человеческая склонность души, запутанной лукавым духом. Надо помнить указание народной мудрости, что о человеке надо судить не ранее, как "съевши с ним два пуда соли". Нам известны случаи, когда опытные старцы давали согласие на брак лишь после трех лет испытания. Каковы предпосылки для счастливого выбора? Для христианина вопрос достаточно прост. У тех, кто хочет идти за Христом, у тех, кто ищет прежде всего Царствия Божия и хочет приобщиться к идеальному браку, есть верный и точный пробный камень в отношении людей при вопросе -надо ли с ним сближаться или от него удаляться. Это библейский "краеугольный камень" (Еф. 2, 20) - Христос. Этим пробным камнем велит руководствоваться апостол Иоанн, при испытании чистоты души и учений. "Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста" (1 Ин. 4, 3). Этим камнем должны руководствоваться и юноши и девушки, вступающие в жизнь. "Кто для него (или для нее) Христос? - пусть зададут они первый вопрос при выборе. -Свет ли Он для его очей и сердца? Господин ли Он для его воли? И если он (или она) называют себя христианами, то идут ли они за Христом только на словах или на деле - самой жизнью?" И пусть юная душа даст себе точные ответы на эти вопросы. Пусть осведомится она, есть ли у называющих себя христианами на столе Евангелие, как часто оно читается и как хранится? Пусть старается она узнать, в какой мере "изобразился Христос" (Гол, 4, 19) в душе испытуемого, в какой мере расцвели в нем добродетели Христовы, и прежде всего Христова любовь, смирение и послушание - фундамент всех прочих добродетелей. Эта троица добродетелей является наиболее характерным признаком чистоты человеческой души, верным указателем близости ее ко Христу, свидетелем ее внутренней красоты и сердечного богатства. И если есть сомнение при ответах, если не все ясно, если есть тайное беспокойство, то пусть не торопится юная душа и припадает к Богу в молитве, прося разрешения сомнений. В качестве общих положений ниже приводятся советы старцев. Так, старец о. Алексей Зосимовский считает желательным, чтобы жених был старше невесты на 4-5 лет, оба должны быть здоровы и непременно должны получить на брак благословение родителей. На вопрос о том, как выбирать женихов и невест, оптинский старец Леонид давал родителям такие указания: "Обращать внимание на то, чтобы и жених и невеста -оба были здоровы, и чтобы было им чем жить, чтобы звание от звания резко не отличалось и чтобы по летам мало было различия". Особенно бедным семействам не советовал брать богатую невесту, чтобы не быть ей рабами. Вопрошавшим о выборе жениха говорил, чтобы обращали внимание на характер и достоинства его отца, а вопрошавшим о выборе невесты - на характер и достоинства матери - "яблочко от яблони недалеко укатится". Жениху, невесте и родителям старец советовал также при усердной молитве смотреть на свое сердце. Если при последней решимости на брак жених, невеста и родители станут ощущать душевное спокойствие, то старец советовал решиться на такой брак. В противном случае, если при этом оказывалось сомнение, безотчетная боязнь, беспокойство и смущение, то старец говорил, что это неблагоприятный знак, и советовал приискивать другого жениха или другую невесту. О том, как основательно нужно подходить к выбору супруга, читаем и в письмах старца прп. Амвросия Оптинского: "Также не мешает рассмотреть и разузнать хорошенько то самое лицо, с которым думаете обрести благополучие мирское, - кроме собственных свойств его, рассмотреть и самое его положение, и самые обстоятельства, его окружающие. Все это в совокупности имеет великое значение". Отвечая на просьбу о благословении на брак, при. Амвросий так пишет одному своему адресату: "Испрашиваешь моего грешного совета и благословения вступить в законный брак с избранною тобою невестою. Если ты здоров и она здорова, друг другу нравитесь, и невеста благонадежного поведения, и мать имеет хорошего, некропотливого характера, то и можешь вступить с нею в брак". Среди качеств избираемой невесты старец более всего советовал обращать внимание на ее смирение: "Чтобы была посмиреннее, то смотри. Если мать невесты смиренна, то и невеста должна быть смиренна, потому что, по старинной пословице, "яблочко от яблоньки недалеко откатывается"" . Исходя из этих советов, попробуем еще раз определить те условия, которые следует соблюдать при выборе супруга. Выбор этот будет разумным, обещающим благие последствия в супружеской жизни, если, во-первых, жених и невеста владеют добрым здоровьем, если, во-вторых, достаточно подготовлены к самостоятельной семейной жизни и если в -третьих, более или менее соответствуют друг другу по воспитанию, по семейным нравам и привычкам, по образу прежней жизни и душевным наклонностям.

Физическое здоровье

Брачная жизнь и для блага самих супругов и для блага будущих детей требует хорошего здоровья. Конечно, наша жизнь и здоровье зависят от Бога, и здоровый жених может впоследствии потерять здоровье и стать больным мужем, и здоровая невеста может стать больной женой. Это все от Бога. Но если мужчина или женщина уже больны, страдают каким-либо тяжелым заболеванием, - им лучше воздержаться от вступления в брак. Сделать это нужно, чтобы не отягощать жизни другого человека. При вступлении в брак следует обращать внимание не только на возможность счастья для себя но и на возможность счастья для другого. Что пользы в таком браке, когда один будет доволен супружеством, а другой, напротив, будет считать себя погубившим свою жизнь? А такой раскол в душевном состоянии супругов легко может произойти и, в конце концов, привести к расстройству жизни обоих. Если для обоюдного счастья супругов требуется некоторое равенство в возрасте, и мало хорошего сулит брак старика с молодой девушкой, то едва ли не более грозит разрушением супружеского счастья брак здорового, полного сил человека с больным, который страдает от какого-либо неизлечимого недуга. У больного вкусы, желания, и часто даже сам общий взгляд на вещи резко отличаются от вкусов, желаний и взглядов здорового человека: то, что одному нравится, в другом вызывает раздражение и неудовольствие. При таком несходстве душевного и физического состояний больного и здорового человека, не станет ли брачный союз между ними тяжелым ярмом для обоих, вызывающим лишь постоянное страдание?

Материальная сторона

Помимо крепкого физического здоровья жениха и невесты другой предпосылкой их будущего счастья является их взаимная готовность к семейной жизни, к приобретению средств к содержанию как самих себя, так и возможного потомства, к умению вести домашнее хозяйство. Мужчина до своего вступления в брак должен основательно решить для себя вопрос: настолько ли он самостоятелен в материальном отношении, чтобы обеспечить благосостояние своей будущей семьи, - так как именно на нем будет преимущественно лежать обязанность содержания жены и детей. Женщина, прежде чем вступить в брак, также должна испытать себя, достаточно ли она подготовлена к ведению домашнего хозяйства, чтобы быть истинной помощницей мужа в благоустройстве семейной жизни. Каково вообще может быть значение при заключении брака материальной стороны? Господь сказал, что "жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лк 12, 15) Поэтому решающего значения материальная сторона при заключении брака иметь не должна. Однако это не исключает ее важности и необходимости ее учитывать. Обычно трудоспособность мужа, его самостоятельное положение в обществе считаются условием для бракосочетания. Девушке надо выходить замуж за человека, способного в дальнейшем прокормить детей. Если этого нет, если жених должен, например, еще учиться, то, может быть, благоразумнее отсрочить свадьбу. Вместе с тем надо учитывать и следующее соображение, о котором так пишет проф. прот. Зеньковский: "Перед нами открыт путь правильного и здорового устроения жизни пола - путь семьи, и чем раньше юноши и девушки вступят в брак, тем легче дастся им внутренняя гармонизация в их существе".

Сходство воспитания

Кроме готовности супругов к самостоятельной жизни, к содержанию себя и своих будущих детей, для их супружеского счастья требуется еще и определенное соответствие между женихом и, невестой по воспитанию, образованию, вкусам, привычкам, которые обычно приобретаются в домашней, родительской среде, то есть в той среде, в которой жених и невеста провели свою прежнюю жизнь. Различие в воспитании и образовании, привычках и привязанностях, в образе мыслей и нравственном настроении очень часто при выборе женихом невесты и невестой жениха под влиянием чисто внешнего увлечения их друг другом или вовсе не учитывается, или даже намеренно скрывается, чтобы не помешать возникшей привязанности. Но после заключения брака, когда уже исчезает необходимость стесняться друг друга и когда заключенный брак считается уже бесповоротным, - истинная душевная природа мужа и жены обнаруживается во всей своей непритворности, и тогда различие в их воспитании, привычках и образе мыслей приводит к самым неприятным последствиям: бесконечным спорам, ссорам, взаимным упрекам и, нередко, полному разочарованию друг в друге.

Вера

Можно ли выбирать неверующего супруга? В свете всего ранее сказанного ответ ясен сам собою. Он так решается апостолом Павлом. Говоря о возможности для вдовы вступить во второй брак, он указывает, что она "свободна выйти, за кого хочет, только в Господе" (1 Кор. 7, 39). Но могут быть случаи, когда юная душа выросла в атеистической среде, не слышала Евангелия, не могла познать Христа, но имеет вместе с тем залоги добродетелей. Может быть она выбрана в супруги христианину? Здесь вопрос решается временем и ожиданием. Если, услышав о Христе, она потянется к Нему, порвет со средой, мешающей этому, и на деле докажет решимость идти новым путем, то брак может иметь место, но и здесь надо бояться лицемерия и не торопиться с браком. В практике Церкви бывали и такие случаи, когда духовные отцы высокой мудрости давали разрешение своим духовным детям на брак даже с неверующими людьми, ставя при этом два условия: 1) что неверующий согласится на совершение церковного Таинства Бракосочетания; 2) чтобы он не препятствовал воспитывать детей в православном духе. В таких случаях духовным отцом дается разрешение, как бы вынужденное тяжелыми обстоятельствами, - но не благословение. Обычно это бывает тогда, когда духовная дочь (или сын) очень хочет замужества и не может найти для себя верующего супруга. Избегая креста безбрачия, верующий берет на себя другой и тоже тяжелый крест - крест совместной жизни с неверующим супругом. На основе вышеизложенного пусть в этих случаях юная душа много думает, не будет ли для нее второй крест тяжелее первого. Точно так же это относится и к тому случаю, когда в женихе (или в невесте) не ясна твердость христианского устроения. Православная Церковь разрешает браки и с христианами инославных вероисповеданий, но при условии, что дети будут воспитываться в Православии и Таинство Брака будет совершено в Православной Церкви. Здесь, однако, тоже уместно предостережение. Такие браки в основе своей не имеют залога полного счастья, так как муж и жена разделены в самом, главном- в своем понимании основ веры. В особенности это относится к лютеранам, англиканам и сектантам с их отношением к большинству Таинств, к святым и к Богоматери.

Против браков "по любви"

Иногда приходится слышать от современных родителей мнение, что детям надо предоставить самим выбирать себе супругу или супруга, что главное, чтобы брак был "по любви", что "увлечение" есть предпосылка для заключения брака. За этими словами кроется непонимание сущности духовного состояния падшего человечества, наших слабостей, нашей подчинённости злому духу, подверженности страстям и неумению бороться с ними. "Любовь" - это слово имеет, к сожалению, много совершенно разных понятий, начиная от чисто физиологического понятия языческой древности и наиболее развращенных из современных материалистов до жертвенной любви Христа к человеческому роду. Поэтому если в юноше или девушке, как говорят, проявилась "любовь", то надо хорошо разобрать, каковы основы этой "любви". Когда маг Киприан (впоследствии святитель Киприан Карфагенский, память 31 августа) навел бесовские чары на святую Юстину, то можно ли сказать, что в ней проснулась "любовь"? Или когда девушка, дочь знатных и благочестивых родителей (см. житие св. Василия Великого, память 1 января), под влиянием волхвований потребовала выдать себя за раба - это тоже была "любовь"? И хотя заманчиво звучат слова "брак по любви", но в жизни чаще всего эта "любовь" является низменным чувственным влечением, неразборчивым в своих объектах, далеким от глубины чувства с общностью миросозерцания, интересов, взглядов и стремлений. Часто подобные "влечения" бывают следствием неразумия родителей, обильно питающих юношей и девушек мясной пищей, толкающих их на соблазнительные спектакли, позволяющих им читать литературу, граничащую с порнографией, и не заботящихся о их духовном воспитании и развитии в них воздержания. В результате такого воспитания молодежь бывает не в силах бороться с плотью, и первый случайный объект вызывает так называемое чувство любви. И это {бывает слепая любовь, т. е. затуманенный страстью взгляд не видит уже ясно, не разбирает сущности того, кого выбирает. Таких случаев много описано в литературе. Одним из них является любовь Наташи Ростовой к красавцу Анатолю в романе "Война и мир" Л. Толстого. Совершенно очевидно, насколько несчастлива была бы Наташа, если бы состоялся ее брак с Анатолем. Л. Толстой нарисовал здесь типичную картину, очевидно, много раз повторявшуюся в жизни перед его глазами. Отсюда понятно, почему старец Иларион Оптинский не одобрял брак по страсти. Он говорил: "Когда страсти утихнут - любовь может исчезнуть", и тогда неизбежно наступит период, который обычно называют "разочарованием". Один из супругов тогда начинает тяготиться брачной жизнью, и подчас становится она для него, по его терминологий, "невыносимой". Если он при этом не может жертвовать собой как христианин, то следует "развод" полное разрушение семьи. Страдания неизбежны, так же как и несчастье детей, теряющих при этом чаще всего отца. И как следствие несдержанности молодежи, ее самоволия, непослушания-родителям, пренебрежения их благословением - налицо несчастные браки и распад семей.

Часть 2