АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта



Таинство соборования
(елееосвящения)

Это Таинство, именуемое по-гречески «елей молитвы», описано св. апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14-15). Как явствует из приведенного отрывка, таинство елеосвящения преследует двойную цель: не только телесное исцеление, но и прощение грехов. То и другое взаимосвязано, ибо человек есть единство тела и души, и потому не может быть резкого и строгого различия между телесными и духовными скорбями.

Человек был создан с легким, чистым, нетленным и бессмертным телом. После грехопадения оно утратило эти свойства, стало материальным, тленным и смертным. В жизнь человека вошли болезни. По учению Церкви, причины всех болезней коренятся в общей греховности человека: грех вошел в его естество, как некий диавольский яд, осквернивший и отравивший его. И если смерть является следствием греха («сделанный грех рождает смерть» Иак.1:15), то болезнь находится между грехом, за которым она следует, и смертью, которой предшествует. Хотя все болезни происходят от различных причин, общий корень у них один - тленность человеческого естества после грехопадения . Как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, «врачи, которые лечат тела людей… никак не могут вылечить основную природную болезнь тела, то есть тление; они стараются разными способами вернуть телу … здоровье, а оно снова впадает в глубокую болезнь». Поэтому человеческому естеству, по мысли преподобного Симеона, нужен истинный врач, способный исцелить его от тления: таким врачом является Христос.

В течение Своей земной жизни Христос совершил множество исцелений. Часто Он спрашивал обращавшихся к Нему за помощью: «Веруете ли, что Я это могу сделать?» (Мф. 9:28). Исцеляя тело от болезни, Он исцелял и душу от самого страшного недуга - неверия. Христос указывал на виновника всех душевных и телесных болезней - диавола: о скорченной женщине Он говорит что ее «связал сатана» (Лк. 13: 16). Исцеления совершали также апостолы и многие святые. Это таинство использовалось уже в апостольское время. Позже оно получило свое название.

Здесь речь идет не об обычном помазании елеем (маслом), которое практиковалось у евреев как обычное лечебное вещество, а об особом церковном таинстве, так как целебные свойства здесь приписываются не елею, а «молитве веры», совершаемой пресвитерами (т. е. священниками).

Больному в таинстве Елеосвящения прощаются грехи. Но это не означает, что это таинство может заменять исповедь. Обычно оно совершается после исповеди и причащения. Надо запомнить, что если человек надеется на это таинство как на прощение скрытых на исповеди грехов, то смысл таинства теряется.

Елеосвящение не гарантирует исцеления - ведь подлинное исцеление человека, - как говорил о. Александр Шмеман, - в изменении его восприятия болезни, страданий и самой смерти…, в восприятии страданий как Божьего дара. Многие святые с благодарностью принимали посланные им болезни как возможность избавления от мучений в будущем веке. Как учит Церковь, Бог всегда стремится обратить зло в добро: болезнь, сама по себе являющаяся злом, может принести добро человеку. Известны случаи, когда болезнь заставляла изменить человека его греховную жизнь и встать на путь покаяния, ведущий к Богу.

Разумеется, православие не считает, будто за елеосвящением непременно следует выздоровление: таинства - это не магия. Действительно, в одних случаях елеосвящение сопровождается физическим выздоровлением больного, а в других служит приготовлением к смерти. «Отсюда двоякая направленность этого таинства, - замечает о. Сергий Булгаков, - к исцелению от болезни через выздоровление от нее или же через исход смертный».

Следует также помнить, что елеосвящение, как духовное врачество, не отменяет и не заменяет употребления естественных средств, данных Господом для врачевания наших болезней. Больным и после помазания нужно неукоснительно выполнять предписания врачей и принимать назначенные лекарства, с надеждой и верой на милость и помощь Божию.

Таинство елеосвящения никогда не рассматривалось Православной Церковью как «последнее напутствие», то есть как предназначенное только для умирающих. Оно доступно всем, кто страдает от физической или душевной болезни.

Во многих православных приходах и монастырях есть обычай совершать елеосвящение в церкви каждую среду вечером или четверг утром в течение Страстной недели, и все присутствующие приглашаются принять елеосвящение независимо от того, больны они телесно или нет. Ибо даже если мы не нуждаемся в телесном исцелении, все мы нуждаемся в исцелении душ.

Таинство елеосвящения положено совершать собором семи священников (отсюда еще одно название - "соборование"), но по необходимости таинство может быть совершено и одним священником. Святой апостол Иаков, заповедав для совершения елеопомазания призвать пресвитеров, не определил самого числа пресвитеров. В древности елеосвящение совершалось несколькими пресвитерами, и не было строго установлено числа их, причем по нужде дозволялось совершение таинства и одному пресвитеру. В конце VIII-го или начале IX-го века в Восточной Церкви было установлено совершение елеосвящения семью пресвитерами. В начале нашего века в Русской Православной Церкви вошло почти в постоянный обычай совершение елеосвящения одним священником. При этом следует сказать, что от количества священников, участвующих в таинстве, не зависит ни его полнота, ни его целостность, ни его целебная сила. Все чтения слова Божия, моления и помазания составляют одно тайнодействие, одно елеосвящение, и каждый из пресвитеров исполняет лишь ту часть целого, которая назначена каждому из них в таинстве. Если священник совершает елеопомазание один, то он совершает его от лица семи иереев, а потому читает 7 раз Апостол, 7 раз Евангелие, 7 особых молитв с семикратным помазанием больного. Поэтому действенность таинства не сокращается в своей благодатной силе.

Важное значение в этом таинстве имеет "седмеричное число". Оно избрано в знак семи даров Святого Духа (Ис 2, 2), и соответствует числу молитв и поклонений пророка Елисея, которыми он воскресил отрока (4 Цар. 4, 35), и числу семикратного погружения Неемана в воде Иорданской, после чего он очистился (Деян. 21, 26-27). Семикратное помазание освященным елеем больного всегда остается неизменным и не зависит от числа иереев, совершающих таинство.

Для совершения таинства в храме ставится стол, на столе полагается Евангелие, Святой Крест и блюдо с пшеницей или другими злаками, в которую водружается 7 свечей, 7 "стручцов" и сосуд ("кандило") для масла и вина. Веществом таинства служит освященное оливковое или деревянное масло. К маслу добавляется немного красного вина в подражание о милосердном Самарянине, который врачевал раны избитого разбойниками иудея маслом с вином (Лк. X,, 34). Сухие зерна (пшеница, рис и т.п.) символически служат изображением зародыша новой жизни. Как сухое зерно может дать росток, так и в иссохшем от болезни теле есть начало жизни, которая, по воле Божией, может расцвести теперь же на земле, или после Страшного суда и Воскресения. (Ин. 12, 44; 1Кор. 15, 36-38). Стручец (от слова струк, стручок) представляет собой тонкую палочку, обернутую на конце мягкой хлопчатой бумагой или ватой для помазания тела больного елеем. Стручец здесь является синонимом сучца (сучка, сука дерева) в воспоминание масличной ветви, принесенной голубем Ною в ковчег, и служит для помазуемого символом спасения его от потопа болезней и грехов. Семь свечей, водруженных в пшеницу, указывает на число совершителей таинства. Обычно священники, участвующие в чине, держат эти свечи, и каждый гасит свою свечу по совершении им елеопомазания. Больные и присутствующие прихожане тоже держат зажженные свечи.

Чин богослужения этого таинства совершается следующим образом. После начальных молитв поется канон, выражающий просьбу больного и окружающих о выздоровлении. Затем возносится молитва об освящении елея и исцелении болящего силою Святого Духа. В семи Апостольских и Евангельских чтениях говорится о чудесных исцелениях, которые были совершены руками Спасителя и Его учеников. После каждого чтения священник крестообразно помазывает елеем больному лоб, ноздри, щеки, уста, грудь, и руки с двух сторон. При этом читаются особые молитвы, в которых испрашивается благодать для больного. После седьмого помазания над головой больного держится раскрытое святое Евангелие, письменами вниз, и произносится разрешительная молитва. Таким образом, болящий получает в таинстве Елеосвящения прощение всех грехов.

Таинство елеосвящения может быть совершено над одним и тем же лицом в продолжении его жизни несколько раз. Елеосвящение совершается обязательно в присутствии больного, при чем сообразно с состоянием больного, оно может быть совершено или в храме, или на дому больного. Храм есть главное и преимущественное место для совершения елеосвящения. Поэтому заболевшие прихожане должны прибегать к таинству заблаговременно, пока еще имеют силы посетить дом Божий и пока это безвредно для состояния их здоровья. Елеосвящение может быть совершено во всякое время церковного года и во всякое время дня и ночи, когда бы ни потребовало того состояние больного.

В заключении хочется сказать, что Господь дает силы человеку по его вере, поэтому, приступая к таинству, просьба подходить к нему со всей серьезностью. Бог в помощь.

 Денис Южаков.

Наверх