РАСКОЛ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

РАСКОЛ Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта



«КИЕВСКИЙ ПАТРИАРХАТ»:
начали с афериста, закончили клятвопреступником

Краткая история возникновения неканонических раскольнических группировок в Украине.

До 1989 г. на Украине фактически находилась одна Украинская Православная Церковь, ныне возглавляемая митр. Владимиром Сабоданом. С началом перестройки понимание свободы стало у некоторых людей, в том числе и из церковной среды, пониматься как вседозволенность.

19 августа 1989 г. из под юрисдикции РПЦ выходит львовский священник Дмитрий Ярема, нарушая присягу верности своей Церкви. В раскол он увел и ряд священников. Ярема решил организовать свою собственную Церковь. К нему присоединяется внештатный Житомирский епископ Иоанн Бондарчук и начинает создавать лжеиерархию, параллельную существующей Церкви. Рукоположения, совершаемые епископом Иоанном Бондарчуком, не имели законной силы, поскольку он нарушил целый ряд канонических правил. Рукополагал не в своей епархии, и тем более организовывал неканоническую структуру псевдоцеркви. Но, даже если бы и это не брать во внимание (что невозможно), то и в этом случае по канонам церкви для сохранения апостольского преемства совершать хиротонию во епископа могут только два или три епископа (1 апостольское правило). С кем же рукополагает Бондарчук? — с тульским клириком Викентием Чекалиным — аферистом, который выдавал себя за архиерея, а сам был запрещенным за грубые нарушения канонических правил в служении диаконом. Сейчас он уже буддист и находится к тому же в международном розыске за преступную деятельность. Эта псевдоцерковная афера получила наименование УАПЦ (Украинская автокефальная православная церковь). Соответственно с нормами и правилами Вселенских соборов Церковь, тогда еще под председательством митрополита Филарета Денисенко, эту структуру не признала, а Бондарчука лишила сана. Да и сам Бондарчук, уже находясь вне Церкви, писал патриарху Алексию II.: «Я все осознал и очень сожалею, что так получилось. От всего сердца раскаиваюсь в этом, прошу простить меня». Т.е. он сам же отказался от того, что создал. Само новообразование УАПЦ и исчезло бы, если б не трагические события, которые последовали позже...

Чтобы в них разобраться, нужно обратиться к биографии личности, которая сыграла роковую роль в религиозной истории Украины. Это бывший митр. Филарет Денисенко.

В управление Православной Церковью в Украине архиепископ Филарет (Денисенко) вступил 14 мая 1966 года. С 27 октября 1990 г. он — Предстоятель Украинской Православной Церкви — независимой и самостоятельной в своем управлении — Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины. Когда пришло время перестройки и гласности, Филарет был разоблачен одним из первых. Широкие массы верующих и неверующих узнавали из публикаций в периодических изданиях Киева и Москвы о личной жизни митрополита Филарета, которая далеко не соответствовала монашеской. Кроме нарушений монашеских обетов, общественная мысль обвиняла его в сотрудничестве с органами КГБ. Пребывая в должности Главы Украинской Церкви, Филарет своей личностью дискредитировал и бросал тень на всю Церковь. Из-за его грубого и деспотического управления Киевской Митрополией из юрисдикции Московского Патриархата ушло множество клириков и мирян, которые не желали больше терпеть произвол Киевского митрополита и его гражданской жены. В конце концов, чаша терпения переполнилась. Священноначалие УПЦ на Архиерейском Соборе РПЦ, который проходил 31 марта — 5 апреля 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре, потребовало ухода митрополита Филарета. Собор предпочел, чтобы митрополит Филарет ушел в отставку, поскольку его особе не присущи качества, способствующие единению вокруг него православных клириков и мирян Украины. В конце концов, с этим согласился и сам митрополит Филарет, который перед Крестом и Евангелием пообещал уйти в отставку: «Если я сказал, что я это сделаю, — значит, я сделаю. Я подам просьбу Архиерейскому Собору УПЦ о том, что я прошу забрать от меня вот эти полномочия — права Предстоятеля УПЦ и выбрать на это место нового Предстоятеля». Но, в результате происходит следующее: Вернувшись в Украину, митр Филарет советуется с бывшим тогда президентом Украины Л.Кравчуком, самовластно захватывает архив и церковную казну УПЦ, отрекается от данной им архиерейской клятвы, и полагает начало новому расколу, который и по сей день раздирает Православную Церковь в Украине. УПЦ сразу же дала должную оценку поведению митр Филарета. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим 27 мая 1992 г. созвал епископов Украинской Православной Церкви в г. Харькове на Архиерейское совещание, на котором было принято решение о немедленном проведении Архиерейского Собора УПЦ. Митрополит Никодим возглавил и провел 27-28 мая Собор епископата УПЦ. Основным его действием было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с должности Предстоятеля УПЦ и зачисление за штат в связи с невыполнением им клятвенного обещания освободить должность Предстоятеля УПЦ, данного на Архиерейском Соборе 31 марта — 5 апр. 1992 г.

Митрополит Филарет остался глух к соборному голосу Церкви. Нарушив архиерейскую присягу, нарушив собственную клятву, которую дал перед Крестом и Евангелием, он не выполнил ни определений апрельского Архиерейского Собора РПЦ, ни определений Харьковского Архиерейского Собора, ни постановлений Священного Синода. В связи с этим его деятельность подпала под действие синодального постановления от 7 мая 1992 года, которое предусматривало в случае невыполнения вышеуказанных определений «передать митрополита Филарета суду Архиерейского Собора Русской Православной Церкви». Тщательным образом рассмотрев все обстоятельства дела по обвинению бывшего митрополита Киевского, Архиерейский Собор в особенном «Судебном деянии» постановил: «За жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8, 27-е правило святых апостолов),

— внесение своим поведением и личной жизнью искушений в среду верующих (Мф. 18,7-21; 3-е правило I Вселенского Собора 22, 5-е правило V-VI Вселенского Собора),

— клятвопреступление (25-е правило святых апостолов):

1. Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире.

2. Считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, осуществленные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая с.г., а также все запрещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с.г., незаконными и недействительными.

Предстоятели всех Православных Церквей мира признали правомерным решение собора. Дальнейшая судьба раскола 25 июня 1992 г. Филарет, лишенный должности и священного сана, с церковной кассой УПЦ перешел к раскольнической УАПЦ. Это событие внесло в жизнь Православной Церкви новую смуту, а языком официальной пропаганды было громко названо «Всеукраинским Православным (Объединительным) Собором 25 — 26 июня 1992 г. Собор состоял из М. Денисенко и Л. Кравчука. Результатом вышеназванного события стало избрание Филарета «заместителем Патриарха Киевского и всея Руси-Украины» сначала Мстислава, который, кстати, до конца своих дней говорил о «УПЦ-КП»: «Я не знаю о существовании такого патриархата», а затем Владимира (Романюка). После загадочной смерти последнего в октябре 1995 года, Филарет был избран, наконец, «патриархом». После этого он начал собирать в свою лжецерковь всех бродячих и расстриженных лжепастырей, которые находились под запрещением Православной Церкви.

Дальнейшая судьба Денисенко была уже ясна и без комментариев. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 23.02.1997 г. постановил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой, и будет ему анафема перед всем народом».

Какие последствия для верных, которые в свое время попали и до сегодняшнего дня попадают в неканонические группировки?

Следствием этого является то, что в храмах раскольников, лишенных благодати священства, все совершаемые ими таинства являются недействительными. Несмотря на то, что по форме они такие же, как и у канонической Церкви, но по содержанию лишены возрождающего действия Духа Святого и поэтому бесполезны и кощунственны. Таким образом, вместо Таинства Крещения, которое вводит нас в Церковь, происходит купание, вместо Спасительных Тайн Тела и Крови Христовых, обманутым людям подаются лишь вино и хлеб. Вместо представления через Таинство Миропомазания всеукрепляющей Благодати Духа Святого, происходит лишь помазание благоухающим маслом. Вместо законного брака молодых людей раскольническая «иерархия» ведет к неосвященному Церковью сожительству. Остаются без церковного погребения и заупокойной молитвы умершие.

Возможно ли в Украине единство Православной Церкви?

Еще 8 декабря 1992 г. на заседании Священного Синода Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир высказал предложение о необходимости проведения богословского диалога между представителями УАПЦ и УПЦ-КП с целью преодоления церковного раскола в Украине.

Священный Синод выразил надежду, что УАПЦ и УПЦ-КП со своей стороны проявят добрую волю к этому благому намерению, он поддержал это решение и счел возможным немедленное начало проведения такого диалога при следующих условиях:

1. Прекращение насилия со стороны приверженцев украинской Православной Церкви Киевского Патриархата по отношению к Украинской Православной Церкви.

2. Возвращение Украинской Православной Церкви захваченных насилием соборов, храмов и епархиальных центров.

3. Невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви.

4. Без участия бывшего митрополита Филарета (Денисенко)

Эти четыре, необходимые для нормального ведения диалога, условия, положены в основу последующего переговорного процесса о возможном единстве Украинской Церкви и преодоления раскола. Несомненно, организаторы раскола нарушили мир в Церкви и в Украине в целом. У них остается единственный путь к единению: покаяние и возвращение в лоно Святой Вселенской Православной Церкви, частью которой в Украине, как это всем хорошо известно, является только Украинская Православная Церковь...

Позиция Украинской Православной Церкви относительно единства православных в Украине была определена ее. Предстоятелем Блаженнейшим Митрополитом Владимиром: «Сегодня многие говорят о «соединении ветвей Православия». В действительности же -- есть истинная Церковь, есть отход от этой Церкви и есть возвращение в эту Церковь с целью опять стать ее членом, клириком или епископом. Мы должны помнить, что нет греха, который бы не прощал Господь, и нет греха, который бы Церковь не покрыла своей любовью. Церковь ожидает тех, кто ушел. Ожидает, чтобы они вернулись. И тогда будет Единственная Церковь...»

Протоиерей Игорь (Рябко).
Серафимовский летописец № 21 (69) 27 мая 2005 года



* * *
Оглавление
Наверх