Диакон Андрей Кураев Католичеству нужны «русские мальчики»
Профессор Московской духовной академии Андрей Кураев рассуждает о неразрешимых
пока проблемах общения между РПЦ и Ватиканом. «Анна Амелькина»: Отец Андрей, в день кончины папы римского Иоанна Павла
Второго его чаще называли человеком мира, который смог вдохновить на диалог
страны и религии. Как видно, Русскую Православную Церковь папа вдохновить
так и не смог. Кто, по вашему мнению, в этом виноват? Неудобно как-то
получается: папа был и на Украине, и в Казахстане, в Азербайджане и Грузии,
а к нам так и не заехал... Андрей Кураев: Да, добрых слов о папе было сказано много — и верно, но
уже появились критические нотки: папа — консерватор, отстал от XXI века,
не смог сделать шаг навстречу гомосексуалистам и феминисткам… Ну а раз
и в Европе разрешают себе в эти дни говорить об Иоанне Павле Втором не
только в безусловно одобрительных интонациях, то и мы не будем строить
из себя больших католиков, чем… тот, кого сейчас в Риме нет. В памяти
Русской Православной Церкви образ ушедшего папы тоже сложен. Дело в том, что с 1970-х годов дипломаты Ватикана сами для себя сформулировали
условия папских визитов. Они исходили из того, что слова «римско-католическая
церковь» у многих ассоциируются с воспоминаниями о былой агрессивности,
интригах и крестовых походах. Чтобы изжить эту тень из своего имиджа,
Ватикан решил, что каждый визит папы должен становиться визитом мира,
который не обострял бы существующие религиозные разногласия, но служил
бы примирению. А для этого необходимо, чтобы приглашение понтифику исходило
не только от правительства страны, в которую совершается визит, и не только
от местной католической общины. Необходимо и третье условие: чтобы религиозная
община большинства также пожелала увидеть римского папу в качестве своего
гостя. Значит, для приезда папы в православную страну требуется приглашение
и от Православной Церкви. Это не наши условия, это ограничения, которые
авторы ватиканской политики сами наложили на себя. «А.А.»: А если наш патриарх едет за рубеж, он тоже выполняет массу условностей? «А.К.»: Мы таких условий не формулировали. Для визита патриарха в любую
страну достаточно желания местной православной епархии. Ведь патриарх
не является главой государства: ему государственных приглашений не нужно. «А.А.»: Так что же происходило в отношениях нашей страны и Ватикана? «А.К.»: Приглашения от нашей страны в Ватикане лежат с конца 1980-х годов.
Первым пригласил папу Горбачев, потом—Ельцин и Путин. Мы считаем, что
у папы есть законное право видеть свою паству. «А.А.»: Так в чем же проблема? Почему РПЦ не прислала папе приглашение? «А.К.»: Отсутствие такого приглашения объясняется боязнью лицемерия. Дело
в том, что по современному экуменическому протоколу встреча лидеров церквей
предполагает объятия, поцелуи, добрые слова друг о друге. Но в случае
именно с этим папой такие слова могли быть не совсем искренними. Пока
между нами был железный занавес, Западная Церковь понимала, что сюда ей
дороги нет, и говорила, что в общем-то и не очень хочется. Но едва железный
занавес исчез, как старые проблемы и амбиции проснулись. Под «старыми
амбициями» я, в частности, имею в виду историю с созданием в Риме учебного
центра под названием «Руссикум». Это семинария для постсоветской России,
созданная в 1920-е годы. Расчет был на то, что атеистический пресс уничтожит
Православную Церковь, а когда падет сам большевизм, то Рим сможет бросить
в Россию десант священников, верных папе, но владеющих и русским языком,
и стилем православного богослужения. История с «Руссикумом» напоминает
о главном нерве наших взаимоотношений, имя которого — униатство. Вот и при Иоанне Павле Втором главную сложность создало возрождение униатской
украинской церкви, точнее, не столько сам факт ее возрождения, сколько
некоторые пути этого ренессанса. На волне национального возрождения в
Западной Украине конца 1980-х годов начались захваты православных храмов.
Дипломаты Москвы и Ватикана нашли выход из кризиса: в каждом приходе надо
провести референдум, и пусть люди свободно решат, переходит ли их община
в унию или остается в Православной Церкви. Но все осталось на бумаге:
доходило до того, что детей наших священников избивали на улицах и требовали
передать их отцам незамысловатое послание: «Чемодан—вокзал—Россия!» Поскольку
насилия творились во имя единства с папой (униаты соблюдают православные
обряды, но подчиняются Ватикану), мы ждали, что папа даст нравственную
оценку этих событий. И за 15 лет так и не дождались… Мы уже 15 лет просили папу дать оценку именно этой странице прошлого.
Не надо слишком пышной и слишком обобщающей формулы «Простите за все».
Нельзя просить прощения за все по той простой причине, что никому еще
не удалось собрать все возможные грехи. А значит, нужно просить прощения
за конкретные деяния. От папы же мы даже этого не ждем: «А.А.»: А папа-то знал, какие слова хотело услышать от него наше духовенство? «А.К.»: Может быть, папа посещал Украину, уже не приходя в сознание. Но
одно дело — 83-летний человек, которым он был тогда, и другое — потрясающе
работоспособный и компетентный аппарат, который прекрасно работает и сейчас,
вовсе без папы. Думаю, те, кто готовил его визит на Украину, в полной
мере владели ситуацией и знаниями в этой области. «А.А.»: Почему папу не отпускали с поста, не давали спокойно умереть, если
он... плохо себя контролировал? «А.К.»: Старенький папа — удачная PR-акция Ватикана. Чтобы разорвать имиджевое
тождество католичества и конкистадорства, немощный старичок годился более
всего. Ватикан как бы говорил: «Посмотрите, какие мы беззащитные, ну какая
в нас угроза и сила, мы умеем лишь кивать да дремать». «А.А.»: А может, дело вовсе не в коварных ватиканских аналитиках, а в том,
что Кароль Войтыла прежде всего был поляком, а потом уже папой? Может,
он отыгрывался на нас за польские поражения ХVII века? «А.К.»: Десять лет назад один итальянский кардинал в приватной беседе мне
так и сказал: «У нашей Церкви не было бы проблем в отношениях с Московской
патриархией, если бы папой был итальянец». Если это действительно так,
то российская политика следующего папы будет лишена личных, иррациональных
факторов. Ведь для Ватикана Россия, по сути, глубокая провинция. У них
и без нас забот хватает. Есть огромные проблемные католические регионы
— Западная Европа, Юго-Восточная Азия, вечно революционная Латинская Америка,
и совсем уж свои проблемы у растущих африканских церквей. В этих условиях
папа-прагматик просто не будет создавать себе дополнительные и необязательные
проблемы и раздражать далекую и непредсказуемую Русскую Церковь. Самый проблемный регион для Ватикана — Западная Европа. Она почти потеряна
им… У папы есть замечательная традиция. Куда бы он ни приезжал, он целует
землю страны, пригласившей его. И произносит фразу на языке той страны,
в которую прилетел. Причем эта фраза становится девизом всего визита.
Так вот, где-то в 92-м году свой визит во Францию папа начал с пронзительной
и честной фразы: «Франция! Что ты сделала со своим крещением!» Представляете:
Францию, которая в Средние века именовалась «старшей дочерью церкви»,
папа признал нехристианским, языческим регионом, а значит, зоной открытого
миссионерства. «А.А.»: А нам-то что с этого? Какое отношение Россия имеет к подобным проблемам
Ватикана? «А.К.»: Прямое. Католичество становится религией третьего мира, оставляя
Западную Европу потребительству и вульгарнейшему неоязычеству. Одно из
проявлений этого кризиса — все меньше молодых людей принимают священство
(в основном, конечно, юноши сторонятся принципа обязательного безбрачия).
До поры до времени европейские вакансии заполнялись священниками из Филиппин,
Бразилии и т.п. Но падение железного занавеса открыло доступ к тому удивительному
ресурсу, который Достоевский называл «русские мальчики». Это не запись
в пятой графе. Это тип человека. «Русские мальчики» Достоевского — это
те молодые люди, которые отказывают себе в праве на жизнь до той поры,
пока они не нашли повод к жизни. Для них смысл жизни и смысл смерти —
одно и то же: жить можно только ради того, за что не страшно умереть.
Эти «русские мальчики» шли в монастыри и в революцию, в космос, в секты
и снова в монастыри. Они — служители, а не бизнесмены. И вот из нескольких
католических уст я слышал: «Простите, но мы должны принести в жертву наши
добрые отношения с Русской Церковью и войти в Украину и Россию, а иначе
сама наша церковь к концу XXI века станет чернокожей». По-этому в Западной
Украине и Белоруссии сегодня открывается избыточное количество католических
семинарий. Их не нужно столько для того, чтобы обеспечить потребности
католиков Украины, Белоруссии и даже России. Ребят собирают, учат европейским
языкам, дают бытовую и интеллектуальную европейскую культуру, посылают
в европейские университеты — и все ради того, чтобы в конце концов командировать
их в европейские же приходы. Для Ватикана это вопрос сохранения себя в
качестве центра европейской — а не латиноамериканской — жизни. «А.А.»: И все же для многих папа останется прогрессивным человеком, который
встречался с футболистами, перед который брейк танцевали. У нас такого
не увидишь... «А.К.»: Эти замечательные кадры я тоже видел по Euronews. Мальчишки танцевали
брейк замечательно. И Рональдо — великий футболист. Но когда папа спрашивает
его, где он играет (и Рональдо отвечает, что он уже давно в Италии), становится
понятно, что их просто поставили рядом для фотосессии. Футбольным фанатом
папа явно не был: речь шла о взаимном обмене паствой и популярностью…
Я смотрел на него и вспоминал старый анекдот про Брежнева: «Вчера Леонид
Ильич Брежнев принял в Кремле английского посла за венгерского и имел
с ним долгую продолжительную беседу...» И нельзя было не вспомнить вопрос
Пабло Неруды: «Скажите, долгая старость — награда или расплата?» «А.А.»: Даже если папа — удачный пиаровский ход, то создан он очень умело.
Иначе Италия не ожидала бы миллионов паломников и не стояла бы сутками
на площади Ватикана. У нас такого не будет. «А.К.»: Пиар, конечно, есть. Интересно, наденут ли ведущие НТВ черные блузки
и галстуки в день кончины русского патриарха — как они надели их в день
кончины папы. Но главное все же не в пиаре, а в разности человеческих
связей внутри католических и православных общин. Православный человек
любит: а) православие как таковое; б) своего конкретного приходского батюшку.
Епископ или патриарх в мире его чувств не столь значимы. Трудно представить
себе православного человека, впадающего в экстаз оттого, что где-то в
окне он увидел патриарха. При всем уважении к патриаршему сану. А католикам
внушается, что они должны испытывать именно такие чувства. «А.А.»: Почему же на фоне католиков православные выглядят консерваторами? «А.К.»: Странно, что в России принято считать католичество чем-то более
либеральным, нежели православие. А ведь это самая дисциплинированная и
жесткая из всех христианских конфессий. Году в 98-м по новостным лентам
прошло мало кем замеченное сообщение: папа разрешил священникам пользоваться
мобильными телефонами. Как говорят брейкдансеры, «зацени ситуацию!». Православному
священнику и в голову бы не пришло ждать по этому вопросу решения высшей
инстанции. А при знакомстве с документами II Ватиканского собора 1963
года я не уставал удивляться: если ЭТО католики сочли великими свободами,
то в какой же тюрьме они жили прежде? |
* * * Оглавление Наверх |