ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта




ЗАГАДКИ СУЕВЕРИЯ

1. Что говорят духовные отцы

"Если вижу, что черная кошка хочет перебежать мне дорогу, я даю ей это сделать, а вдруг она суеверная..."

С таким чисто английским юмором митрополит Сурожский Антоний (Блюм), живущий в Великобритании, на своей лекции в Москве ответил на вопрос о суеверии, которое он противопоставил вере. Однако, если суеверие отвергается, как противоположное вере, то многим, особенно увлекающимся аномальными явлениями (АЯ), становится непонятно, почему же тогда на практике сны, гадания, гороскопы разного рода другие приметы иногда сбываются. Казалось бы, ну что в этом плохого? - ведь каждому хочется знать, что его ждет впереди! На эти вопросы предельно четкий, глубокий и исчерпывающий ответ дает преподобный Амвросий, старец Оптинский: "Не надо верить приметам, и не будут исполняться."

Не зная истинного механизма суеверий, трудно с ходу воспринять его ответ. Попробуем в этом разобраться.

2. Истинная вера и суеверие

На свете существуют только два противоположных полюса: Бог и сатана, дела Бога и дела сатаны, и ничего промежуточного. Точнее, все промежуточное - это тоже область лукавого. При малейшем отклонении от Бога темные силы получают доступ к душе человека. Именно поэтому для лукавого крайне важно любым способом, ложью и лестью, заинтересовать, заинтриговать и увлечь человека за собой, таким образом, отвлечь его от Бога. С этой целью он изобрел "бесконечно разнообразные приемы и методы, из которых самый распространенный и верно действующий - суеверие." Слово суеверие, происходит от старинного "суй" - пустой, глупый и тщетный, безумный (Владимир Даль). Оно хорошо отражает суть дела и в обобщенном понимании охватывает все виды ложной веры, начиная от самых, казалось бы, невинных и кончая всевозможными явными ересями. Истинная вера определяется Священным Писанием и Священным Преданием. Кратко предмет истинной веры изложен в православном Символе веры на первом и втором Вселенских соборах (325 и 381 гг.), причем на третьем (431 г.) было запрещено вносить в него какие-либо коррективы, Все эти источники являются богодухновенными и поэтому не подлежат изменениям. Следовательно, предмет истинной веры с самого начала абсолютно четко определен Богом, и отклонение от него - это уже проделки сатаны, пытающегося веру подменить суеверием. Иными словами, истинная вера - от Бога, а все виды суеверия - от диавола.

3. Как возникает суеверие

По своей "конструкции" человек есть сосуд, непрерывно заполняемый духами добра или зла, всевозможными благими идеями, непотребными мыслями, словами и поступками соответственно. Этот факт очень хорошо выражает замечательная молитва святого Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми, Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему..." Нашими исконными врагами служат духи зла, которые ведут с нами постоянную невидимую брань, с которыми нам приходится непрерывно бороться. Это говорят святые. В таких условиях, когда наши мысли часто принадлежат не нам, а навязываются извне нашими смертельными врагами, нетрудно ошибиться и пойти на поводу у сатаны. Поэтому целесообразно не проявлять нездорового любопытства, в частности к будущему, а полностью довериться Богу, отдать Ему свою свободную волю, тогда ее не смогут захватить бесы с трагическими последствиями. Все начинается с самых простых невинных вещей. Например, человек встал с постели, не думая коснулся пола вначале левой ногой. Дьявол учиняет ему после этого какую-нибудь пакость и напоминает о левой ноге. Человек замечает, что при вставании с правой ноги таких неприятностей не бывает. После нескольких таких "сеансов", преподанных бесами, человек начинает опасаться вставать с левой ноги, возникает примета - вера в какую-то якобы существующую мистическую связь между обсуждаемыми событиями.

4. Теперь слово за Библией

После выяснения сути суеверия полезно, обратиться к Библии, сличающейся абсолютной достоверностью, что позволит дополнительно выявить некоторые интереснейшие тайны этого явления. Главное здесь - это ответственность перед Господом. В Библии содержится решительный и полный запрет на всякое соприкосновение с суеверием, то есть с лукавым: "Не обращайтесь к вызыванию мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них" (Лев. 19,31); "не должен находится у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь прорицатель, гадатель ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего" (Втор. 18,9-12); "не ворожите не гадайте" (Лев. 19,26); "не слушайте снов ваших, которые вам снятся" (Иер. 29,18) и т.д. Предельно ясно! Ответственность снижается, если "сделали это по неведению" (Деян. 3,17). Тогда покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши" (Деян. 5,19). Если же кто сделает что не по ошибке, но дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего" (Чис. 1:5,30). Поэтому в затруднительных и сомнительных ситуациях за помощью надо обращаться не к ворожее (лукавому), а к Богу.

5. 0 загадках суеверия

Интересно, что в проблеме греха важное значение имеет личная точка зрения человека, даже если он и заблуждается. Это хорошо выражают следующие слова Библии: "только почитающему что-нибудь нечистым, тому нечисто" (Рим. 14,14). Например, человек может самый невинный поступок по ошибке считать грехом. Тогда совершение этого поступка непременно привлечет бесов и, действительно, выльется в грех, иногда даже "дерзкою рукою" - все зависит от важности, которую придает воображаемому греху сам человек. Простой случай: если пожилой или больной человек думает (уверен), что после причащения Тела и Крови Христовых запрещается днем вздремнуть, то бесы его обязательно сморят и отключат хотя бы на минутку, и он будет мучительно переживать. Без подобной уверенности переутомившийся человек с молитвой спокойно отдохнет, и бесы не смогут его мучить. Иными словами, каждый человек способен рождать и часто рождает персональные суеверия путем нарушения придуманного им запрета, совершая какой-либо невинный поступок. Ибо здесь важен не сам поступок как таковой, а факт нарушения запрета, пусть даже воображаемого, что несовместимо с долженствующими иметь место смирением и кротостью. Эта тонкость в какой-то мере распространяется также и на совесть другого (кто рядом). Нельзя делать то, что кажется запретным другому, ибо сказано: "для чего моей свободе быть судимой чужой совестью?" (1 Кор. И10,29). В свете изложенного, иные - по неведению, а иные - и от избытка усердия не по разуму "связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи" (Мф. 23,4), и тогда возникшие суеверия не оставляют времени скучать. Например, одну мою знакомую мучают сомнения (бесы), что она нательный крестик носит на металлической цепочке, а не на нитке. Другую - что ее нательный крестик не касается солнечного сплетения, а все время почему-то сползает в сторону. Третья считает, что в день после причастия ничего нельзя есть, даже на Пасху, когда все празднуют и радуются. Четвертая - что после причастия слюна не должна выходить наружу, поэтому ничего нельзя откусывать, а хлеб, яблоки и прочее надо нарезать и кусочками аккуратно класть в рот. На вопрос: а как быть с ложкой, вилкой и чашкой, которые неизбежно смачиваются слюной, дается ответ: это не в счет. Пятая - что после освящения квартиры никого постороннего нельзя впускать и ничего вносить и выносить в течение трех дней. А как быть с почтальоном, с продуктами питания из магазина? Ответ: это не в счет. Шестая имеет одну кастрюлю для приготовления постной пищи, а другую - для скоромной, путает их и потом переживает. Бесы здесь потешаются от души - обязательно заставят человека, забывшись, наслюнявить почтовую марку или палец, чтобы перевернуть страницу и потом мучиться. В освященную квартиру непременно будет рваться соседка с просьбой одолжить ложечку кофе, ибо она умирает от головной боли, или захочет вдруг срочно вернуть взятую книгу. Опять стрессовые переживания...

Чтобы избежать подобной проблемы, полезно не забывать изречение: "Храни здравомыслие и рассудительность" (Притч. 3,21). Если их нет или они не помогают, то надо читать святых отцов и учителей Церкви, которые подскажут на самом высоком уровне. Например, после причастия особого поста нет, требуется лишь не объедаться и не плевать. После освящения квартира сразу же готова для приема гостей, в ней верующим особенно легко дышится, а одержимым бесами трудно дышать, они кашляют, льют слезы и выскакивают, как пробка из бутылки шампанского, - бесы этого не выносят!

Это информация для размышления...