НАРКОМАНИЯ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

НАРКОМАНИЯ Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта




Игумен Евмений
ЛУЧ НАДЕЖДЫ В НАРКОТИЧЕСКОМ МИРЕ
(www.light.orthodoxy.ru)

Духовный аспект зависимости


Человек, в обществе которого призван пастырствовать пастырь, был, есть и будет, несмотря на все эти грехи и падения, - любимое создание Божие. Православному пастырю поэтому должна быть внушена вера в человека, в его предопределение в предвечном Совете к причастию Богочеловека, его сродника по плоти, по слову преподобного Симеона Нового Богослова.

Архимандрит Киприан (Керн)

 

Рассматривая проблему любой зависимости, необходимо более подробно остановиться на духовной стороне вопроса, поскольку в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, когда личность наиболее беззащитна, она подвержена воздействию сил демонических, внушения которых полностью отождествляются с волей личности. Личность человека, имеющего наркотическую зависимость, оказывается связанной страшными демоническими силами, желающими погибели человеческой душе. Грех берет человека в плен, порабощает его, лишает сил, и, самое страшное, лишает вечности.

Наркомания, как и алкоголизм, начинается с невинного желания расслабиться, снять напряжение. Хочется уйти от неприятностей, отстраниться от ситуации, сохранить внутреннее равновесие. Если человека с детства не научили тому, как решать свои проблемы без наркотика, не научили мужественно и открыто принимать все, что приносит грядущий день и час, то существует риск того, что, не устояв перед трудностями жизни, человек окажется в сетях наркотической зависимости.

О духовном аспекте зависимости не принято говорить в психологической литературе. Однако для нас важно отметить: большую часть своего времени наркоман находится в особом духовном пространстве. Опыт многих наркоманов также свидетельствует о том, что состояние наркотического кайфа является прямым входом в виртуальный мир демонов.

Как уже упоминалось выше, главные идеологи мирового сатанизма считали, что наркотики - это составляющие элементы магии... Лишь позитивное намерение (не навредить!) удерживает нас от публикации в этой работе прочих, довольно многочисленных свидетельств о связи магии и наркотического кайфа.[1]

О "прозорливости" некоторых наркоманов и о случаях, когда в состоянии наркотического опьянения или ломки им открывается невидимый демонический мир, ходят легенды. Вот что рассказала нам по этому поводу психолог Елена Рыдалевская:

<Наркоманы обладают удивительной прозорливостью, но эта прозорливость особого порядка. Они очень легко видят, вычисляют, замечают в человеке его слабые, греховные струны и очень легко их задевают. У них порой открывается чувственное видение демонического мира.

Приведу для примера такие воспоминания очевидцев. Одна девочка рассказывала о том, что после употребления наркотических веществ она внезапно увидела, что окружена бесами в самом традиционном их описании: с рогами, хвостами, копытами... Они прыгали вокруг нее и радовались. А один вскочил ей на колени и укусил за руку. После наркотическое опьянение постепенно прошло и зрение бесов. Но след на руке остался...

Другой рассказывал, что после употребления наркотических веществ он видел демона в виде человека, который продал ему этот наркотик. Демон радовался и всячески одобрял действия обоих.

Еще один человек рассказывал, что, когда в момент наркотического опьянения он лежал на диване, он увидел духов злобы, которые с невероятной скоростью носились над ним, но нечто мешало им напасть на него и уничтожить. Со временем он рассказывал, что он понял, что им мешал Ангел-Хранитель, потому что к тому моменту он был крещеный.

Были и массовые зрения демонов. Одна девочка говорила о том, что они употребляли опийные наркотики в компании. Сидели вчетвером за столом и вдруг одновременно увидели пятого человека - мужчину со страшной наружностью. И когда она наклонилась под стол и посмотрела вниз, увидела, что из-под брюк торчат копыта. По мере того как рассеялось наркотическое опьянение, все четверо присутствующих увидели этого пятого незнакомца>.

 


В докладе протоиерея Сергия Гончарова "Грех наркомании - пастырско-богословские пути осмысления" также отмечается, что зависимость является теснейшей связью души с демонами. Глубоко проанализировав учение епископа Игнатия Брянчанинова, отец Сергий пишет:

<Первозданный человек в райском состоянии имел тело, в котором кровь выполняла только животно-растительную функцию и не оказывала никакого влияния на его духовную деятельность как образа и подобия Божия на земле.

Грехопадение нарушило и изменило соотношение духовных и телесных сил в человеке, при котором телесно-кровяные состояния стали господствующими над духовными, а последние, в свою очередь, стали раболепствовать первым, как потерявшие свое первозданное, царственное достоинство.

Кровь в человеческом теле сама по себе не является злом, не есть изобретение диавольское. Она - творение Божие. Но в ситуации падения кровь находится под различным воздействием противоестественных страстей.

В свете вышеизложенных выводов о значении крови в мистико-аскетической жизни нетрудно догадаться, какой страшный вид самовозбуждения изобрел себе человек на пути открытия новых чувственных удовольствий.

Обыкновенное протекание духовно-телесной жизни  без наркотиков само по себе в ситуации падения в этой юдоли плачевной, по слову Святого Писания, есть уже поле сражения, тотальная и позиционная война всех духовных сил. Как говорит Апостол Павел: "...плоть желает противное духу, а дух - противное плоти: они друг другу противятся"> (Гал. 5, 17).

Если прибегнуть к военной терминологии и сравнить все противоестественные страсти, которыми воюет диавол на человеческое естество, с обыкновенным родом вооружений, а наркотическую страсть причислить к особо мощному ядерному оружию, то наркотическая инъекция в единственном и множественном числе будут нами приравнены к одной или многим атомным бомбам, вхождение которых на сцену театра военных действий обессмысливает и нейтрализует сам ход обыкновенной позиционной войны. После нанесения ядерного удара на поле боя наступает зловещая тишина, которая возвещает о том, что все живое вокруг убито. Жизнь отдает свои права господству смерти и небытия. Надвигается все поглощающая ядерная зима, где человеческое сердце, человеческий ум, человеческая воля образуют в себе могильники былой жизни и былых сражений.

Сопоставление действия наркотической страсти с другими страстями, восстающими на душу и тело, в виде изложенных выше военных метафор, может быть, кому-то поможет более убедительно представить ту степень опасности, которая ведет к быстрой гибели жертву этого губительного яда. Человек превращается в некую тень жизни, выпадает из объективной действительности, парализован своим состоянием.

 

Подводя итоги в своем докладе, отец Сергий предложил следующее определение греха наркомании:

1. Грех наркомании есть сравнительно замедленный, а иногда и внезапный вид самоубийства, стоящий в самом непосредственном родстве с обычно понимаемым самоубийством в виде такой его разновидности, как добровольное самоубийство через отравление.

2. Грех наркомании есть духовный блуд с бесами, который установлен в человеческой душе и теле через их зависимость от особого греховного возбуждения крови, происходящего от попадания в организм наркотического вещества>.

 

Итак, сегодня взоры больных наркотической зависимостью людей обращены к Церкви. Для многих это - последняя надежда. Но и здесь, к сожалению, все не так просто. Многие современные пастыри или вовсе не имеют, или имеют довольно упрощенное представление о грехе наркомании, ввиду чего шаблонные советы: "поисповедуйся, причастись, пособо-руй-ся и съезди на отчитку" не помогают, не разрешают проблемы, а даже наоборот. Добросовестно выполнив четыре выше-пере-чис-ленные рекомендации, наркоман понимает, что и это не спасает его от зависимости.

Важно помнить, что на пути к Богу, Подающему цельность-исцеление, мы сами прежде всего должны видеть не набор ритуалов, религиозных предписаний и правил, а личную встречу со Христом. С одной стороны мы встречаем Личность Иисуса Христа на нашей жизненной дороге, а с другой - мы сами, подобно цветку под лучами летнего солнца, раскрываемся навстречу Ему во всей красоте личностной глубины. И именно тогда появится устойчивость.

Почему же так часто приходится сталкиваться со случаями, когда советы пастыря пришедшему к нему наркоману носили довольно формальный характер? Возможно, в силу отсутствия времени, возможно, по причине отсутствия навыка работы с глубинными уровнями человеческой души - ведь этому не научишься в духовной семинарии. Такой навык дает только практический жизненный опыт, в основе которого лежит сострадательная деятельная любовь и отеческая забота о всяком, встретившемся на жизненном пути человеке, отношение к пришедшему как к личному поручению Господа нашего Иисуса Христом.

Чтобы понять
психологию наркомана...

Первый недоуменный вопрос, который нередко возникает у священника, впервые серьезно пообщавшегося с наркоманом, звучит приблизительно так: "Почему такие умные, добрые, любящие люди продолжают совершать глупые, злые и бессердечные поступки?" Мы пытаемся ответить на него.

Наркоман - человек с совершенно отличным от других людей душевным устроением. Он живет иным восприятием мира, значительную часть времени находится в измененном состоянии сознания. Он значительно острее обычных людей чувствует эмоциональное состояние своего собеседника. Находясь в состоянии внутреннего раскола, при котором одна часть личности постоянно лжет другой, он очень остро ощущает ложь в других людях. И точно так же, имея в себе острый дефицит, нехватку душевных отношений, любви, понимания, сострадания или просто добрых чувств, он очень остро и живо воспринимает наличие этих качеств в других. Поэтому длительный личный контакт позволяет лучше понять наркомана, глубже войти в его ценностный мир, научиться просто быть с ним, ничего не пытаясь делать, ничего не пытаясь менять. Просто принять человека и быть с человеком.

Однако тесный эмоциональный контакт с наркоманом может оказаться небезвредным для неопытного пастыря. Многие наркоманы, несмотря на желание получить помощь, сами того не осознавая, могут манипулировать пастырем, разбалансировать его душевное устроение. По поводу меры близости, меры эмоциональной включенности пастыря в столь непростой душепопечительный труд лучшими советниками пусть будут опыт, пастырская интуиция и ежедневная молитва за окормляемого.

Священник, решившийся помогать наркоману, должен знать, что за его потребностью в "общении", душевном внимании и "сердечном участии" собеседника нередко стоит желание "добрать" (хотя бы через чувства и эмоции) то, чего в настоящее время нет ввиду отсутствия наркотика. Наркоман может долго, проникновенно и трогательно рассказывать о "поганых ментах", друге, скончавшемся от передоза, любимой девушке, попавшей в прошлом году под машину... Участливо выслушав, задайте ему прямой вопрос:

- Ну хорошо, я тебя внимательно выслушал. А теперь хочу спросить тебя: собираешься ли ты что-то менять в своей жизни, что конкретно, когда и каким образом?..

Для того чтобы понять психологию наркомана, нужно знать следующие особенности этого страшного заболевания. И, возможно, по отношению к тем людям и к той части молодежи, которая еще не заражена этим недугом, умело предотвращать зависимость от наркотиков, опираясь на следующие предпосылки психологического устроения личности наркомана.

До начала приема наркотиков человек испытывал чувство бессмысленности и серости собственного существования. Его не удовлетворяла окружающая реальность, он не смог найти смысл, реализоваться, реализовать себя в окружающей жизни. Именно чувство неудовлетворенности и бессмысленности мешает наркоману бросить наркотик. Было бы ради чего, можно было бы поискать способы для того, чтобы остановиться.

Побег от смерти - не самая лучшая мотивация для того, чтобы жить. Если нет смысла в жизни, то не все ли равно, как и когда она закончится?

 

 

Сильное желание бросить наркотик возникает

только у тех, кто в реальном мире обрел

значимые цели и ценности,

только те, на жизненном горизонте которых

забрезжил свет смысла.

 

 

Среди представителей современного нам старшего поколения найдется немного людей, которые были бы способны помочь молодежи обрести чувство собственного жизненного смысла, собственной жизненной миссии. В основном люди старшего поколения разговаривают с молодежью с позиций своих представлений, своих внутренних убеждений, нередко не учитывая того, что люди вообще-то бывают разные.

Начав применение наркотиков, наркоман изменил самому себе. Возможно, он надеялся с их помощью стать оригинальным и необычным человеком, усилить свои творческие таланты и способности. Все случилось наоборот: произошла подмена индивидуальности наркомана на зависимость от наркотика. Наркотик подменил собой все интересы и жизненные ценности человека.

Прием наркотика для многих из них был неосознанной попыткой остаться маленьким ребенком: ни за что не отвечать и не отвечая, переживать яркость, свежесть и новизну ощущений детства. Ребенку хочется, чтобы его желания удовлетворялись немедленно, чтобы сохранилось детское ощущение собственного всемогущества, когда кажется, что мир подчиняется единому крику или единому движению младенческого пальчика. Отсюда же проистекает его нежелание ждать, нежелание собственными усилиями добиваться чего бы то ни было в жизни. Наркоман хочет, чтобы деньги, любовь, слава появлялись у него немедленно, сию минуту. Иначе и жить не хочется.

Наркоман - это человек, который обманывал самого себя. Он хотел скрыть от самого себя и от окружающих чувство стыда и вины за выбранный им способ жизни. В процессе приема наркотиков он потерял самого себя, он уже не в состоянии отличить, где воля его подлинного "я", а где - воля его зависимости.

Из времен, когда на Руси еще не знали такого страшного недуга, как наркомания, к пастырям, которым волею судеб Божиих выпало пастырствовать в XXI веке, обращены простые и проникновенные слова:

 

Иерей Божий! Бог долготерпелив и многомилостив, благ ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.

Он пришел не погубить, но спасти души и для спасения употреблял не меч, но любовь.

Узы Его были узы любви: иго Его благо и бремя легко. (Матф. 11, 30).

Хочешь ли, иерей Божий, хочешь ли привлечь души, хочешь ли их приобресть Ему? Показывай во всем благость, обнаруживай любовь.

Крепка, как смерть, любовь. Все побеждает, смиряет грубых и упорных.

Пусть видят овцы, что все относительно их ты делаешь по чистому желанию спасения их, по отеческой любви твоей к ним, - и они совершенно будут преданы тебе".[2]

 



[1] В интернете содержится немало страниц, на которых подробно описано, как, например, войти в контакт и получать информацию от духа марихуаны, духов других наркотиков, как можно у этих духов обучиться практической магии, способам воздействия на людей и т.п.

[2] Памятная книжка для священника или размышления о священнических обязанностях. Москва, В типографии Александра Семина, стр. 249-250