МИСТИКА И ПРАВОСЛАВИЕ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

МИСТИКА
И ПРАВОСЛАВИЕ
Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта




ДИАВОЛ-РЕАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ, ЗЛОЙ ДУХ, ПРОТИВОПОСТАВИВШИЙ СЕБЯ БОГУ

В конце XX века, когда в познании тайн мироздания человек сделал неизмеримый скачок по сравнению с эпохой Средневековья, можно ли говорить всерьез о падших ангелах, о диаволе как реальном существе, реальной силе, действующей в мире? Все разговоры о диаволе в наши дни-это не пережиток ли далекого прошлого, не порождение ли больного воображения или расстроенной психики?

Многие люди, услышав что-нибудь о диаволе и его кознях, принимают это за сказку. Но что бы люди ни говорили и ни думали о диаволе, он есть на самом деле, это неоспоримо. Диавол существует, его пагубные действия проявляются повсюду в мире. По мнению одного французского писателя, величайшей победой диавола было то, что он смог внушить людям, будто его нет.

Под диаволом Св. Писание понимает личность, свободноразумное и бесплотное существо, отпавшее от Бога по своей собственной воле. Некоторые философы пытаются превратно истолковать слово Божие и говорят, будто бы в тех местах Священного Писания, где речь идет о злых духах, надо иносказательно подразумевать человеческие грехи, пороки, страсти, нечистые пожелания. Но это в корне неверно. В Св. Библии злому духу даются такие наименования, которые явно изображают его как личность-"лукавый", "сатана", "искуситель", "человекоубийца" и т. п. Кто заменяет личное имя диавола безличным словом "зло", тот отрицает реальное существование злого духа, и таковой человек не может быть истинным христианином-последователем Христа Спасителя, воплотившегося с целью разрушения дел диавола.

ПАДЕНИЕ АНГЕЛОВ, ОБРАЗОВАНИЕ ЗЛЫХ ДУХОВ

Бог создал всех ангелов добрыми. Но часть из них, как существа, имеющие свободу воли, злоупотребили своей свободой и стали на путь противления Богу, т. е. пали в грех. К этому их не вынуждала никакая необходимость. Св. Писание ясно свидетельствует, что вначале падшие духи были безгрешны. Это прежде всего следует из слов Самого Господа Иисуса, когда Он, обличая иудеев, не веривших в Его слова, говорит им, что их отец-диавол, который "не устоял в истине" (Иоан. 8, 44). Так же св. апостол Петр в своем 2-м послании говорит: "...Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания" (2 Петр. 2, 4). Св. ал. Иоанн Богослов свидетельствует: "Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил" (1.Иоан. 3, 8). Святая Церковь устами своих богодухновенных мужей - великих подвижников благочестия - всегда утверждала, что падшие духи были созданы добрыми, а потом сами сделались злыми."Не то мы говорим,-пишет Блаженный Феодорит, - будто духи злобы от начала созданы злыми Господом всяческих, и будто дана им такая природа; но то, что они сами по низвращению воли от лучшего устремились на худшее". Касаясь грехопадения диавола, св. Кирилл Иерусалимский пишет: "Прежде диавола никто не согрешил; согрешил же он не потому, что от природы получил необходимую наклонность ко греху (иначе причина греха пала бы на того, кто таковым сотворил его); но, будучи сотворен добрым, от собственного произволения соделался диаволом". По словам Блаженного Августина, "диавол есть дух нечистый; есть добро, как дух, и есть зло, как нечистый; он дух по природе, а нечистый по греху; из этих двух свойств первое от Бога, последнее от самого диавола". Но как произошло грехопадение диавола? Всем сотворенным ангелам была дарована свобода: или пребывать с Богом, или удаляться от него. В момент сотворения ангелы не имели окончательного совершенства и призваны были к его достижению через постоянное общение с Богом, что,. в свою очередь, обеспечивало для них неизреченное блаженство. Но один из ближайших к Богу Херувим-денница соблазнился своей близостью к Всевышнему и своей ролью посредника между Богом и ближайшими к Нему ангелами. В нем вспыхнула гордость пред ангелами, сознание своего превосходства, поскольку через него другие ангелы получали свет и благодать от Бога. Почему высший ангел возгордился - этот вопрос не должен занимать человеческий ум, так как ответ на него знает один только Бог. Разве логично нам, ограниченным существам, вникать в те тайны бытия, которые ведомы только Всевышнему? Вместе с гордостью у денницы появилась зависть к Богу как Источнику всех небесных сил и благ. Затем он, самый первый светоносец в ангельском мире, воспылал безумным желанием уподобиться Богу, быть самому богом для небесных ангельских чинов и всего остального мира. Зависть толкнула денницу к клевете на Бога перед ангелами, и это создало соблазн в их среде, что и привело к величайшей катастрофе в ангельском мире. Пророк Исайя так описывает падение денницы: "Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов на краю севера; взойду на высоты облачные; буду подобен Всевышнему" (Исайя. 14, 12-15). Этими словами пророк Исайя показывает денницу в образе весьма великого властелина, утратившего свое владычество вследствие своей непомерной гордости. Денница увлек за собою бесчисленное множество ангелов, им соблазненных. О трагедии, что произошла на Небе, мы читаем в Откровении св. Иоанна Богослова: "И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Откр. 12, 7-9).

В Св. Евангелии от Луки Сын Божий говорит, что Он видел падение сатаны : "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лук, 10, 18). Что диавол увлек за собою часть ангелов, об этом очень ясно говорит Христос, изображая Страшный Суд:< "Тогда скажет (Господь) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Матф. 25, 41). Грехопадение злых духов было настолько глубоким, что они уже никогда не восстанут, не раскаятся в своем зле и гордости. Для них нет места покаянию, они никогда не могут получить благодати Божией. Злые духи отпали от Бога вполне осознанно, обдуманно, ведь Господь даровал им очень великий разум и открыл многие небесные тайны. Отпали они без какого-либо влияния извне и с крайне упорным ожесточением. К тому же, как бесплотные духи, они свободны от всякой вещественной оболочки и, следовательно, не подвергались каким-либо искушениям плоти. Поэтому отпадение части ангелов от Бога было для них равносильно смерти, после которой нет места для покаяния, точно так же, как нет места для покаяния человеку после его смерти.

КАК СОГЛАСОВАТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЗЛЫХ ДУХОВ С БЛАГОСТЬЮ БОЖИЕЙ?

Диавол, отпав от Бога, стал началом, источником, полнотой и олицетворением зла, которое в своей основе является бунтом против Бога. Зло само по себе-не самостоятельное начало, не какая-то первородная злая природа, совечная Богу, не особая так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис. 55, 8-9). Личность и ангела, и человека - высочайшее творение Божие, поэтому Господь, будучи бесконечной Любовью, хочет иметь общение со Своими духовно-разумными созданиями через любовь, и именно поэтому в Свои одухотворенные творения Бог вкладывает способность любви, которая зиждется на выборе. И ангелы, и человек свободны в выборе-либо пребывать в общении со своим Творцом, либо отказаться от такого общения. Но уклонение от Бога как источника добра лишает тварь добра и приводит ее на путь зла. Некоторые могут спросить: "Как согласовать с Божественной любовью, благостью то, что созданные Богом существа будут вечно мучиться?" Отвечая на этот вопрос, следует прежде всего сказать, что Всесвятой Бог любит только добро, и Он никак не может любить зло, грех. У диавола же, бесов ничего доброго не осталось. Уже поэтому нечистые духи не могут являться объектом любви Божией.

Кроме того, даровав при сотворении павшим ангелам свободу воли как один из высших Своих даров, Господь ее не стесняет, не нарушает, чтобы насильно влечь эти существа к блаженству. Вечное же блаженство всех разумно-нравственных существ заключается внутри их самих, говоря образно, в их сердце, и оно не может быть дано никому извне, если для него нет почвы в сердце, которую приготовляет само разумно-нравственное существо. В злых же духах не осталось ни малейшего добра, o из которого могло бы возникнуть и развиться желание освободиться от зла и сделаться добрыми.

Сообразно с их нравственным состоянием будет и их вечная участь. Для лучшего усвоения сказанного приведем такой пример. Допустим, человека, у которого неистово развилась страсть к блудодеянию, к половым извращениям, помещают против его воли в монастырь, где все дышит святой атмосферой целомудрия; или богохула, богоборца, пропитанного насквозь ненавистью к религии, церкви, насильно вовлекают в церковный хор, чтобы он постоянно возносил своими устами славословия Господу. Каково будет им и плотоугоднику, и богоненавистнику в неестественной для их внутреннего состояния атмосфере нравственной чистоты и святости? Если бы Господь не изгнал падших духов с неба, то небесная атмосфера святости и любви, Божественный Свет, озаряющий Обители Небесные, палили бы этих испорченных злых духов в бесконечное число раз мучительнее, чем адский пламень. Вот почему в том, что Господь изгнал с Неба павших в грех ангелов, так же проявилась и Его благость. Осуждение же бесов за все их злые дела на нескончаемые мучения в аду находится в полном соответствии с правосудием Божиим. Надо еще раз сказать, что своим маленьким человеческим умом, своей скудной логикой, философией не следует вторгаться в те высшие сферы тайн бытия, которые ведомы только Богу и где находится непроницаемая граница для человеческого разума. Неужели человек-творение, которое в руках Творца то же, что глина в руках горшечника, вправе доходить до такой дерзости, чтобы спрашивать Всевышнего, почему Он делает то или другое?

ЧИСЛО ПАДШИХ ДУХОВ, ИХ ПРИРОДА, СИЛА И МОГУЩЕСТВО

Несмотря на то, что бесы навсегда закоснели во зле, тем не менее, они имеют ум, волю и чувства. Они знают очень многое. По своему уму они значительно превосходят человека. Их воля безмерно утвердилась во зле. Они непримиримые противники истины и добра. Что же касается их чувств, то слово Божие говорит об их трепете и страхе перед Богом: "бесы веруют, и трепещут" (Иак. 2, 19), об их злобе и ненависти ко всему доброму, об их зависти, гордости и т. п. Демоны, вселившись в человека, могут говорить от своего лица. При этом они могут помрачать разум и терзать человека до такой степени, что он может, испуская пену, падать на землю. Об этом рассказывает, например, евангелист Лука (Лук. 4, 35; 8, 27; 9, 39). Диавол еще до отпадения от Бога был могущественным ангелом и пока он остается могущественным, но он не всемогущ, его силы ограничены. Христос называет его "князем мира сего" (Иоан. 14, 30). По слову св. ап. Павла, сатана - князь, господствующий в воздухе: "По воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления" (Ефес. 2, 2). Сатана возглавляет царство тьмы. Он имеет власть над царством смерти. Св. ап. Павел в послании к Евреям говорит: "Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола" (Евр. 2, 14).

Какова же конечная участь диавола и всех ангелов его? Они побеждены Господом Иисусом Христом на Голгофском Кресте и в день Страшного Суда потерпят окончательное поражение, будут навеки "ввержены в озеро огненное и серное" (Откр. 20, 10). Победа над диаволом дарована каждому христианину, который принимает искупительную Жертву Сына Божия, достойно причащаясь Тела и Крови Господней.

ОТНОШЕНИЕ ЗЛЫХ ДУХОВ К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ В ЦЕЛОМ И К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ОТДЕЛЬНОСТИ

От первой до последней страницы Св. Библии диавол изображается как сильный враг, воюющий против человека, и поэтому человек должен стремиться узнать, что это за существо, воюющее против него. Слово Божие говорит, что "завистью диавола вошла в мир смерть" (Прем. 2,24). Диавол соблазнил в грех непослушания Богу первых людей-Адама и Еву, и с того момента он сеет, взращивает и утверждает зло между людьми. Целью сатаны является отделение всех людей от Бога, разрушение Царства Божия и устроение своего сатанинского царства. Сатана не только удерживает под своим владычеством каждого человека, который не просвещен св. таинством Крещения, но и изо всех сил стремится покорить своей власти сынов Церкви Христовой. Все зло, которое было совершено людьми за всю историю и совершается ныне, все человеческие пороки, суеверия, неверие, ереси, многобожие, идолопоклонство-все это плод внушений бесов. Диавол непрестанно воюет против Церкви Божией, дабы стереть ее с лица земли, заглушить в людях истину о Боге. Особенно он восстанет против Церкви Христовой в дни царствования антихриста перед Вторым пришествием Христовым.

Вся жизнь христианина есть непрестанная невидимая брань с духами злобы. Св. Писание изображает диавола в образе свирепого льва: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою" (I Петр, 5, 8-9). Демоны первым делом оказывают свое влияние на мысли, на душу человека, на его нравственное состояние. Образ и способ этого их воздействия нам непонятны. Св. Писание указывает, что сатана может производить ослепление ума в человеке, возбуждать порочные желания в сердце, склонять человека к греху, злу, порочным действиям. Что бесы действуют на людей, в этом не должно быть сомнения. Если может действовать сила на вещество, дух человека на его тело, психика одного человека на психику другого, то почему не могут воздействовать на людей духи высшей природы и силы, более могущественные, чем человек? Пагубное действие злых духов простирается не только на душу человека, но также и на его тело, на внешнее благосостояние и даже на окружающую природу. Вселившись в человека, нечистые духи могут производить в нем расстройство организма, различные болезненные состояния, как-то: слепоту, глухоту, немоту, немощь организма и т. п. Человека, в котором бесы нашли для себя пристанище, называют бесноватым. Многих бесноватых исцелял Христос в дни Своей земной жизни. Власть изгонять бесов Христос дал и апостолам. В истории Церкви Христовой было немало святых подвижников, которых Бог наделил благодатью изгонять бесов, особенно среди преподобных. Во все времена были и есть так же и среди усердных священнослужителей таковые, которые своими святыми молитвами, своим особо прилежным служением у Св. Алтаря изгоняют нечистых духов из человека. Бесноватые среди людей были всегда, их немало и в наше время, ,но, увлеченные земной суетой, ослабленные в духовной жизни, мы часто не так чувствительный к проявлениям злой силы в людях, не всегда можем ее распознать, а если и видим ее проявления, то стараемся называть ее не своим именем, придумываем для нее какие-то новые названия. Демоны настолько ненавидят человеческий род, что если бы им не препятствовала незримая десница Божия, они за одно мгновение истребили бы всех людей. "Если бы дозволено сатане было нападать, сколько хочешь, то истребил бы всех", говорит преподобный Макарий Египетский. Благо наше, что падшие духи недоступны непосредственно нашим чувствам, иначе в короткое время они полностью развратили бы людей, посеяли бы в их душах крайнюю вражду к Богу, сделали бы людей такими же погибельными сосудами зла, как и они сами. "Если бы люди постоянно видели их (демонов), то возбуждались бы к большему безрассудству, неистовству страстей, потому что не было бы промежутка времени, в который видели бы их удерживающимися от этих злодеяний, поскольку ни усталость, ни занятия домашними делами, ни забота о ежедневном пропитании не удерживают их, как иногда заставляют нас даже невольно удерживаться от дурных намерений",-пишет преп. Иоанн Кассиан Римлянин.

Бесы не могут проявить насилия ни над одним человеком, если Бог не попустит им этого. Но, попуская демонам производить зло, Бог одновременно Своею силою ограничивает их пагубные действия и направляет все бесовские деяния к добрым последствиям-к нравственной пользе людей, их спасению, т. к. бесы доставляют людям случаи для упражнения в добре и укрепления в добродетели. Св. Евангелия мы знаем, что без попущения Божия, бесы не могут войти даже в нечистых животных. Из истории праведного Иова видно, что диавол может приступить к искушению угодника Божия не иначе, как испросив на это дозволения Всевышнего. Отвечая на вопрос, почему Бог не уничтожил диавола, соблазнившего человека в грех, св. Иоанн Златоуст говорит: "...Он поступил так, заботясь о нас... Если бы лукавый овладевал нами насильно, то этот вопрос имел бы некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а только старается склонить нас (между тем как мы можем и не склоняться), то зачем устранять повод к заслугам и отвергать средство к достижению венцов? Бог для того оставил диавола, чтобы те, которые были им уже побеждены, низложили его самого". Святитель Иоанн Златоуст также пишет: "Никто не думай о диаволе, будто он так силен, что может заградить путь к добродетели. Он прельщает и соблазняет нерадивых, но не препятствует и не принуждает". По словам преп. Иоанна Кассиана Римлянина, "испытавшие борьбу по внутреннему человеку не могут сомневаться, что враги непрестанно нападают на нас". Но они так противоборствуют нашим успехам, что только подстрекают, а не принуждают к злу. Впрочем, никакой человек не мог бы совершенно избежать греха, какой бы они ни захотели запечатлеть в наших сердцах, если бы им дана была власть насильно внушать и понуждать. Потому, как им дана власть подстрекать, так и нам дана сила отвергать или свобода соглашаться. Если же мы боимся их могущества и нападения, то должны просить покровительства и помощи Божией против них, о чем говорит апостол: "Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире" (I Иоан. 4, 4). Помощь Божия гораздо сильнее, чем нападки множества врагов. Ибо Бог есть не только Внушитель добрых мыслей, но и Покровитель и Помощник, так что иногда невольно, без ведома нашего, привлекает нас ко спасению. Итак, верно, что никто не может быть обольщен диаволом, если не захочет дать ему согласие своей воли... Итак... очевидно, что всякий согрешает оттого, что при нападении худых помыслов не отвергает их тотчас же. Ибо сказано: "противостаньте диаволу, и убежит от вас" (Иак. 4, 7)". Избавить человека от власти диавола может только благодать Божия. Об этом так говорит преп. Симеон Новый Богослов: "Душа, которая подчинилась диаволу, не может ничего более сделать, как только, познав, в какую ниспала глубину зол и как воля ее связана чужими узами, возопить, как из чрева адова, и призывать Бога, сходившего в преисподнюю, прийти к ней и освободить ее. Это одно может она делать, но разрешить себя от уз и бежать не может, как не может убежать тот, кто закован в железные кандалы и содержится в темнице под крепкими запорами. Может она призывать имя Иисуса Христа, да пошлет Он ей помощь; и когда укрепится таким образом, через призывание Иисуса Христа (ибо Он есть единственный Освободитель душ наших), и почувствует, что получила помощь от Бога, тогда может и убежать из-под ига диавола и уз греха. Но, убегая от диавола, ей следует прибегнуть к домостроителю благодати, то есть к духовному отцу, чтобы лукавый не нашел ее опять не охраняемою и не похитил. Отец духовный научит, о чем ей нужно заботиться, чтобы стать способною , носить всеоружие Божие, то есть божественную благодать, и с нею противостоять всем козням диавола, всем этим началам, властям, миродержателям тьмы века сего, духам злобы. Ибо душа, соединенная с плотью, не может одна, голая, противоборствовать таким сильным и столь многим врагам, если не будет облечена во всеоружие Божие, как и воин, даже самый мужественный, не может без оружия противостоять врагам, нападающим с копьями, мечами и щитами, и если выступит против них, тотчас будет поражен насмерть".

Искушение Бог допускает для нашей пользы, для того, чтобы мы сами увидели свои недостатки и слабости, которые, быть может, и неизвестны нам. Кроме того, у человека, вышедшего победителем из искушения, укрепляется воля к самоисправлению и совершенствованию, появляется положительный опыт духовной жизни, и таковому готовится венец, награда в великий день Второго Пришествия Христова за победу над злым искусителем. В искушениях проверяется наша вера. По настоятельной рекомендации св. ап. Павла христиане должны испытывать себя: "Испытывайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя исследывайте" (2 Кор. 13, 5). И если мы не будем испытывать сами себя, то нас будет испытывать Господь через попущение различных искушений. Быть искушаемым еще не означает, что человек совершил грех. О Христе сказано, что Он, "подобно нам, искушен во всем, кроме греха" (Евр. 4, 15). Диавол искушает каждого человека, поэтому Господь предупреждал все человечество еще в самом начале истории, говоря Каину: "Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним..." (Быт. 4, 7).

Искушение находит дорогу к сердцу человека через его зрение, мысли, другие чувства. Глаза и уши являются теми каналами, через которые люди получают почти всю информацию из внешнего мира. Вот почему именно через эти наши телесные чувства диавол более всего вводит нас в искушение. Каждый день, каждый час мы видим и слышим многое такое, что может ввести нас в искушение. Но мы как-то проявляем безраличие к этому. Быть может, потому что мы плохо знаем тактику диавола. Коварный искуситель может очень хитро, незаметно путать нас своею утонченной паутиной, это он искусный мастер. Диавол использует любую возможность, любую ситуацию, в которой находится человек, чтобы искусить его на грех. Задача диавола-привести человека к непослушанию Богу, к нарушению им заповедей Божиих. Сатана день и ночь внушает людям, что совершая грех, они не будут наказаны. Одним он нашептывает, что Бог милостив, и поэтому можно грешить. Других смог убедить, что Бога вовсе нет... Диавол уже не одну тысячу лет распространяет такое заблуждение, что вера в Бога-это суеверие и тьма, а Св. Писание-обман и невежество. Сатана всегда скрывает свое подлинное лицо. Хотя он и отец лжи, но почти никогда не говорит одну только ложь (чтобы себя не разоблачить), он смешивает ложь с правдой, и вот нередко человеку трудно за этой полуправдой увидеть лукавую ложь. Если сатане самому не удается искусить христианина в грех, он пытается достичь этого через других людей. Как часто в советах, подаваемых верующему его близкими и знакомыми, слышится голос диавола. Будем всегда благоразумны, принимая тот или иной совет от людей. Хитрый враг рода человеческого перед тем, как приступить с искушением к человеку, ищет у него слабые стороны и использует их как мишень для своего нападения. Вот почему христианину надо искоренять все свои недостатки, а для этого надо тщательно изучать внутреннего человека, бывая на исповеди, раскрывать перед духовным отцом все тайники своей совести, не утаивать ни один грех, ни одну страсть, пленяющую душу и тело. Христос говорит нам, чтобы мы бодрствовали и молились: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение''(Матф. 26, 41). Он учит нас молиться Отцу Небесному: "И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого" (Матф. 6,13). Слово Божие предупреждает каждого христианина: "Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (I Кор. 10, 12). Человеку, переживающему искушение, св. ап. Павел в утешение говорит: "Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести" (I Кор. 10, 13). Как серебро и золото очищаются в пламени от примесей, так и в огне искушений душа очищается от греха и зла. "Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь" (Притч. 17, 3),- пишет премудрый Соломон.

Кто желает быть наследником Царства Христова, тот должен приготовить свою душу к терпеливому перенесению различных искушений. Премудрый Иисус, сын Сирахов, призывает каждого верующего: "Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения (испытания, посылаемого от Господа); прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу,- в горниле уничижения" (Сир. 2, 1-5).

Замечательные уроки того, как надо побеждать всевозможные искушения, преподают нам прославленные Святою Церковью подвижники благочестия. Приведем высказывания некоторых из них. Св. Иоанн Златоуст пишет: "Если те, которые подвергаются козням диавола, будут бодрствовать, то не толь- ко ничего не потеряют, но получат еще большее* богатство добродетели", "Как и в настоящей жизни не там, где находится солома, сено или песок, но там, где находится золото и жемчуг, собираются разбойники... так и диавол-именно там строит козни, где видит богатство, скопленное душою, и умножающиеся сокровища благочестия". Этот святитель также говорит: "Диавол зол для себя, а не для нас; мы же, если захотим, можем приобрести через него много добра, конечно, против его воли и желания. В этом и открывается особое чудо и превосходство человеколюбия Божия". Преп. Нил Синайский такими словами ободряет человека, подверженного искушению: "Не приходи в малодушие, но мужайся, храня твердость мыслей, ибо мужественный, даже если он ранен, несомненно, победит". А вот взгляд преп. Макария Египетского: "Князь века сего... уготовляет великую славу и большую честь скорбями и искушениями, потому что вследствие их люди делаются совершеннейшими, себе же готовит большее и тягчайшее наказание". Преп. Феодор Студит учит нас, что "демонов сокрушает смиренномудрие, побивает-послушание, обращает в бегство-молитва, морит гладом-пост, низлагает-братолюбие и все прочее доброделание". По мысли преп. Нила Синайского, "если желаем совершенно попрать демонов, то будем проявлять во всем смиренномудрие, отринув свою волю". Преп. Ефрем Сирин пишет: "Во время искушения выказывается достоинство верного. Но не малодушествовать нужно во время искушения, а трезвиться в молитвах и добрых делах". О награде, ожидающей претерпевшего искушения, так говорит преп. Исидор Пелусиот: "Если Христос, Бог, вочеловечившийся ради нас, "возведен был Духом в пустыню, для искушения" (Матф. 4, 1),то чему же удивляться, что... ты борешься с искушениями? Помни о победе Христовой, одержанной законно: тщеславие преодолено, гордыня подавлена, сребролюбие истреблено и противник, не сумевший уязвить своими стрелами, посрамлен. По праву мужайся и ты, и, приобретя бесстрастие, преодолевай ранящие душу мечи. И тебе после этой победы будут служить Ангелы, оказывая не рабские услуги, потому что служить так обязаны единому Богу, но увенчивая тебя как победителя, ибо такова награда мужественно совершающему настоящий подвиг". Многие древние подвижники Церкви Христовой запечатлели в бесценных памятниках христианской литературы свой внутренний опыт борьбы с духами злобы поднебесными. Близкое знакомство с изложением этих вопросов Святыми Отцами помогает нам изучить все приемы и средства, которыми побеждаются нечистые духи.

О НЕКОТОРЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ, ЧТО ДИАВОЛ СУЩЕСТВУЕТ

Наука давно ищет разумную жизнь вне нашей планеты. Св. Библия подсказывает, где и как ее можно найти. Мы, люди, не одиноки. Рядом с нами есть иной мир, в котором обитают разумные существа-бесплотные духи. Потусторонний мир, пронизывая материальный мир, как бы параллелен ему. Религиозная литература полна описаний контактов духовных существ с нашим материальным миром. По причине наших грехов нам несвойственно общение со святыми Ангелами. Редки случаи явления в наш физический мир Ангелов Божиих. Злые же духи гораздо чаще вступают в общение с людьми по причине человеческих грехов. Святая Церковь всегда призывает своих чад никак не вверяться духам, когда они чувственно являются людям, не входить с ними ни в какую беседу, не обращать на них никакого внимания, признавать их появление как величайшее и опаснейшее искушение. Поскольку нечистые духи могут являться в образе светлых ангелов, окружают себя всевозможной благовидностью, чтобы обольстить человека, надо каждому верующему признавать себя недостойным посещения святыми Ангелами. Чтобы отличить Ангелов от демонов, являющихся в ангельском виде, следует знать, что пришествие к человеку падшего духа всегда сопряжено с ощущением им страха, душевного трепета, смущения, недоумения, омрачения ума греховными помыслами, и по прошествии явления нечистой силы душа человека нередко длительное время пребывает в страхе и отчаянии.

Не стоит сомневаться в существовании злых духов. Они не вымышленные страшные образы для запугивания суеверных людей. Ставшие особенно популярными в эпоху Средневековья смешные карикатуры, изображавшие падших духов с рогами и хвостами, с вилами в руках и слабоумными усмешками на лицах, у многих людей вызывают смех, и они не принимают всерьез все разговоры о бесах. Но надо обращать внимание прежде всего не на те различные обличил, которые могут принимать бесы, а на их неограниченные возможности и способность делать зло. Диавол очень талантлив и бесконечно изобретателен на всякое зло, и в этом плане он чрезвычайно умен.