|
В 1778 году в земли Приазовья переселились православные греки из Крыма. Во главе их стоял митрополит Игнатий. Он считал, что через Церковь и от Церкви исходит уже небесное благословение и очевидный успех на всякие человеческие дела, работы и предприятия. Поэтому первейшей заботой его было устройство на новой земле храмов Божиих. |
ЕКАТЕРИНИНСКАЯ (ГРЕЧЕСКАЯ) ЦЕРКОВЬ |
Заложена митрополитом Игнатием в 1780 году как соборная церковь для греческого общества во имя священомученника Харлампия. По прибытии переселенцев из Крыма в Павловск митрополит поначалу вел службу в Свято-Николаевской церкви, "каменной, крытой очеретом" (камышом), построенной еще запорожскими казаками. Предполагают, что Харлампиевская соборная церковь была возведена на фундаменте запорожской (на Базарной площади, ныне площадь Освобождения). В 1786 году в Харлампиевской церкви был похоронен митрополит Игнатий. После возведения в 1845 году Харлампиевского собора этот первый в Мариуполе христианский храм стал называться Екатерининской церковью. В 1868 году ее отремонтировали, и по праздникам в ней совершалась литургия на греческом языке. В народе Екатерининскую церковь называли греческой. Снесена в 1930-е годы. |
ХАРЛАМПИЕВСКИЙ СОБОР |
Харлампиевская соборная церковь была мала и тесна даже для малочисленного населения Мариуполя XVIII века. Поэтому рядом с ней (на том месте, где сейчас Дом ДОСААФ на площади Освобождения) начали строить новую. Воздвигали ее более двадцати лет. В 1845 году в центре Мариуполя был освящен великолепный храм в византийском стиле из трех приделов. Центральный придел был возведен во имя великомученника Харлампия, отчего и весь, собор стал называться Харлампиевским, правый - в честь Георгия-Победоносца, а левый - был посвящен святителю Николаю, в память о запорожской Свято-Николаевской церкви. Святителя Николая русские прихожане особенно чтили. В 1891-1892 годах построили новую колокольню и соединили ее с церковью. Теперь Харлампиевский собор вмещал уже пять тысяч человек одновременно. Это было самое крупное помещение в истории Мариуполя. Харлампиевский собор стал средоточием почти всех святынь и национальных ценностей мариупольских греков. В частности, здесь хранилась чудотворная икона Георгия-Победоносца, относившаяся, по преданию, к 1891 году. Собор снесен в 193О-е годы. |
МАРИИ-МАГДАЛИНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
Первую церковь честь Марии Магдалины, заложенную губернатором В. А. Чертковым, опечатали в 1891 году, а затем и разобрали. Но прихожане решили этот храм возродить и начали сбор пожертвований. Тогда же было определено новое место храма - Александровская площадь (ныне Театральный сквер). Однако фундамент новой Марии-Магдалиновской церкви заложили только через семь десятилетий - в 1862 году. Еще 35 лет ушло на строительство этого храма. Он был освящен в 1897 году. Тогда же вокруг храма был заложен сквер, который в наши дни стал любимым местом отдыха мариупольцев. В Марии-Магдалиновской церкви среди прочих ценностей ХРАНИЛАСЬ запрестольная икона Спасителя времен запорожских казаков. Храм был снесен в первой половине 1930-х годов. В 1960 году на месте Мaрии-Магдалиновской церкви было возведено здание драматического театра. |
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (Церковь Успения Пресвятой Богородицы) |
Она находилась на Успенской площади Марьинки, некогда окраинном поселении Мариуполя. На современной карте Мариуполя эта площадь обозначена без названия. На ней расположен междугородний автовокзал. Заложена церковь а 1780 году митрополитом Игнатием, но уже через 14 лет она обветшала. Новый Успенский храм освятили в 1804 году, но и это здание оказалось недолговечным. Несколько десятилетий спустя, снесли второе здание и выстроили третье, которое освятили в 1887 году. В Успенской церкви находилась особо чтимая икона Божией Матери Одигидрии, вывезенная греками из Крыма. Она считалась чудотворной и верующие шли к ней из разных краев круглый год, а к храмовому празднику 15 августа собирались десятки тысяч. Все мариупольские храмы были построены на средства местных прихожан; кроме Успенской церкви, которую возвели исключительно "на средства притекающих на поклонение". Риза иконы Божией Матери Одигидрии была "...вышита из жемчуга, местами жемчуг редкой величины, и осыпана бриллиантами, алмазами и другими драгоценными камнями - свидетельствует старинный источник и сообщает об этой ризе. "Богомольцы жертвуют, кроме денег, множество драгоценных вещей, например, колец, серег, золотых и серебряных монет, браслетов и пр., которые тут же на икону и вешаются. Собранные таким образом вещи продавались, а камни оставались, и из этих камней монахини вышили богатейшую ризу", На месте, взорванной Успенской церкви в 1936 году была построена средняя школа № 36. |
ХРАМ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ |
Храм заложили в 1780 году переселенцы из крымского Карасу-Базара, в русской переделке Карасевка. Церковь Рождества Богородицы находилась в конце Таганрогской улицы (позже ул. Артема) на Спасо-Демьянской площади (после 1917 года площадь утратила свое наименование, а ныне и вовсе исчезает). Стены и колокольня этого храма были из красного кирпича, а купол деревянный. Особо почитаемой была в этом храме икона Косьмы и Дамиана, вывезенная греками из Крыма при переселении. Не менее чтили прихожане и икону св. Параскевы, которой приписывались чудодейственные свойства. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы крестили А. И. Куинджи, ставшего впоследствии выдающимся художником-пейзажистом. Здесь же в 1875 году Архип Иванович венчался с Верой Леонтьевной Кечеджи-Шаповаловой. В первом пункте своего завещания А. И. Куинджи записал: "Рождество-Богородичной церкви в г. Мариуполе, в которой я был крещён, десять тысяч (10.000 руб.) на школу моего имени". Уничтожен храм в 1937 году. После уничтожения этого храма на той же площади в 1937 году возвели среднюю школу N11. |
КЛАДБИЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ |
Была самой маленькой из всех мариупольских храмов. Находилась на старом кладбище - ныне закрытом. Ее, каменную с деревянным куполом, построили на средства коллежского регистратора Кирилла Матвеевича Калери. Род Калери переселился в Мариуполь непосредственно из Греции и много средств пожертвовал на благотворительные цели. Церковь была холодной (не отапливалась), прихода не имела и поначалу ее приписали к Харлампиевскому собору, Позднее здесь по субботам проводилось богослужение. Церковь "Во имя всех святых" разделила печальную участь мариупольских православных храмов: в 1930-е годы она была уничтожена. |
ЦЕРКОВЬ НА СЛОБОДКЕ |
Слободка моложе Мариуполя более чем не 60 лет. Она возникла в 1840-е годы "самостроем". Селились здесь отставные солдаты, почему в народе называли ее Солдатской слободкой. Городские власти вели упорную борьбу с самозастройщиками, пока граф Воронцов не узаконил эту часть Мариуполя. Вследствие запоздалого "признания" Слободки долгое время православного храма здесь вообще не было. О церкви на Слободке не упоминается ни в книге "Мариуполь и его окрестности" (1892 г.), ни в источниках 1908 года. Видимо, это был самый "молодой" из дореволюционных мариупольских православных храмов. Построен он, очевидно, между 1908 и 1917 годами. То же можно сказать и о портовской церкви, фотография которой, к сожалению, не сохранилась. По некоторым сведениям слободская церковь называлась Елено-Константиновской. На месте снесенного храма в 1930-е годы выстроена средняя школа № 37. |
БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЕ ХРАМЫ |
В греческом пригородном селе Сартана (поселок Приморский)
действовала каменная церковь в честь великомученика Георгия. Построена она была
в 1824 году, но, очевидно, тоже взамен пришедшего в ветхость храма, заложенного
при основании села в 1780 году. Также существовала церковь великомученика
Феодора Стратилата в Карасевке, заложенная самим митрополитом Игнатием. Со
временем она пришла в ветхость и её разобрали. Больше
она не восстанавливалась. Когда в конце XIX века возле металлургических заводов
близ Мариуполя возник поселок, его назвали Сартаной (ныне, как и поселок
Приморский, входит в состав Ильичевского района Мариуполя). На средства
"Русского Провиденса" в 1900 году выстроили Николаевскую домовую
церковь. Она помещалась в здании министерского училища. В 1901 году освятили
Петропавловскую церковь, построенную "тщанием" дирекции и рабочих
"Никополя". Она находилась в районе нынешнего Ильичевского рынка. Еще
меньше мы знаем о церкви в селе Старый Крым, входящем ныне в состав Мариуполя.
Фотографии этих православных храмов, как и упоминавшейся портовской церкви, к
сожалению, до наших дней не дошли. Не знаем мы и точных дат их уничтожения.
Можно сказать, что это - без вести пропавшие храмы. Может быть, найдутся люди,
в семейном архиве которых сохранились снимки, сделанные, скажем, сразу после
обряда венчания или крестин на фоне церквей в Мариупольском порту, в Сартане, в
Старом Крыму, в колониях заводов "Провиденс" и "Никополь".
Это позволило бы устранить некоторые белые пятна а
истории Мариуполя. |
ХРАМЫ ДО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ |
В довоенное время, в 30-х годах, когда началось гонение на церковь, со стороны атеистов, в Мариуполе появились "так называемые "священнослужители", признавшие советскую власть и ставшие ей служить. Власть Советов им всячески способствовала и дала возможность занять Кафедральный Собор Священномученика Харалампия. И, хотя собор вмещал более пяти тысяч человек, во время служения "обновленцев" храм был пуст. Наша Церковь считалась в то смутное время "тихоновской" и службы совершались в Храме "Всех Святых", что на кладбище, людей приходило очень много. Когда Харалампиевский собор закрыли (1936г.), "нетихоновцы", при помощи местной власти, перешли служить в наш храм "Всех Святых" - единственный, оставшийся в городе действующий Храм. Службы проходили понедельно. Когда служили они: Храм был пуст, но когда служили "тихоновцы" не только Храм был переполнен, но снаружи стояло множество людей. |
ХРАМЫ ВО ВРЕМЯ ОКУПАЦИИ 1941-1943 ГОДОВ |
Во время оккупации жителям города было разрешено использовать заброшенные помещения, бывшие клубы и магазины на Мариинском, Новоселовке, в центре города и в порту, под Церкви, так как все храмы еще до войны были разрушены и разграблены. В азовстальской пятиэтажке (сейчас на этом месте Первый Международный банк) открылся Свято-Преображенский Собор. Когда из подвала краеведческого музея достали мощи митрополита Игнатия, их поместили в этом храме. При отступлении, немцы подожгли множество зданий, в число которых входила пятиэтажка, где находился Кафедральный Собор. Часть мощей была спасена и перенесена в новое здание собора по улице Митрополичьей. Было отдано здание на Гампергском спуске (напротив Швейной фабрики), которое использовали под греческую Церковь. Храм был назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Во время повального закрытия храмов при Хрущеве, эти храмы были закрыты. |
Наверх |