СТАТЬИ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

СТАТЬИ Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта



Диакон Андрей Кураев

Католичеству нужны «русские мальчики»
(интервью с Анной Амелькиной)

 Профессор Московской духовной академии Андрей Кураев рассуждает о неразрешимых пока проблемах общения между РПЦ и Ватиканом.

«Анна Амелькина»: Отец Андрей, в день кончины папы римского Иоанна Павла Второго его чаще называли человеком мира, который смог вдохновить на диалог страны и религии. Как видно, Русскую Православную Церковь папа вдохновить так и не смог. Кто, по вашему мнению, в этом виноват? Неудобно как-то получается: папа был и на Украине, и в Казахстане, в Азербайджане и Грузии, а к нам так и не заехал...

Андрей Кураев: Да, добрых слов о папе было сказано много — и верно, но уже появились критические нотки: папа — консерватор, отстал от XXI века, не смог сделать шаг навстречу гомосексуалистам и феминисткам… Ну а раз и в Европе разрешают себе в эти дни говорить об Иоанне Павле Втором не только в безусловно одобрительных интонациях, то и мы не будем строить из себя больших католиков, чем… тот, кого сейчас в Риме нет. В памяти Русской Православной Церкви образ ушедшего папы тоже сложен.

Дело в том, что с 1970-х годов дипломаты Ватикана сами для себя сформулировали условия папских визитов. Они исходили из того, что слова «римско-католическая церковь» у многих ассоциируются с воспоминаниями о былой агрессивности, интригах и крестовых походах. Чтобы изжить эту тень из своего имиджа, Ватикан решил, что каждый визит папы должен становиться визитом мира, который не обострял бы существующие религиозные разногласия, но служил бы примирению. А для этого необходимо, чтобы приглашение понтифику исходило не только от правительства страны, в которую совершается визит, и не только от местной католической общины. Необходимо и третье условие: чтобы религиозная община большинства также пожелала увидеть римского папу в качестве своего гостя. Значит, для приезда папы в православную страну требуется приглашение и от Православной Церкви. Это не наши условия, это ограничения, которые авторы ватиканской политики сами наложили на себя.

«А.А.»: А если наш патриарх едет за рубеж, он тоже выполняет массу условностей?

«А.К.»: Мы таких условий не формулировали. Для визита патриарха в любую страну достаточно желания местной православной епархии. Ведь патриарх не является главой государства: ему государственных приглашений не нужно.

«А.А.»: Так что же происходило в отношениях нашей страны и Ватикана?

«А.К.»: Приглашения от нашей страны в Ватикане лежат с конца 1980-х годов. Первым пригласил папу Горбачев, потом—Ельцин и Путин. Мы считаем, что у папы есть законное право видеть свою паству.

«А.А.»: Так в чем же проблема? Почему РПЦ не прислала папе приглашение?

«А.К.»: Отсутствие такого приглашения объясняется боязнью лицемерия. Дело в том, что по современному экуменическому протоколу встреча лидеров церквей предполагает объятия, поцелуи, добрые слова друг о друге. Но в случае именно с этим папой такие слова могли быть не совсем искренними. Пока между нами был железный занавес, Западная Церковь понимала, что сюда ей дороги нет, и говорила, что в общем-то и не очень хочется. Но едва железный занавес исчез, как старые проблемы и амбиции проснулись. Под «старыми амбициями» я, в частности, имею в виду историю с созданием в Риме учебного центра под названием «Руссикум». Это семинария для постсоветской России, созданная в 1920-е годы. Расчет был на то, что атеистический пресс уничтожит Православную Церковь, а когда падет сам большевизм, то Рим сможет бросить в Россию десант священников, верных папе, но владеющих и русским языком, и стилем православного богослужения. История с «Руссикумом» напоминает о главном нерве наших взаимоотношений, имя которого — униатство.

Вот и при Иоанне Павле Втором главную сложность создало возрождение униатской украинской церкви, точнее, не столько сам факт ее возрождения, сколько некоторые пути этого ренессанса. На волне национального возрождения в Западной Украине конца 1980-х годов начались захваты православных храмов. Дипломаты Москвы и Ватикана нашли выход из кризиса: в каждом приходе надо провести референдум, и пусть люди свободно решат, переходит ли их община в унию или остается в Православной Церкви. Но все осталось на бумаге: доходило до того, что детей наших священников избивали на улицах и требовали передать их отцам незамысловатое послание: «Чемодан—вокзал—Россия!» Поскольку насилия творились во имя единства с папой (униаты соблюдают православные обряды, но подчиняются Ватикану), мы ждали, что папа даст нравственную оценку этих событий. И за 15 лет так и не дождались…

Мы уже 15 лет просили папу дать оценку именно этой странице прошлого. Не надо слишком пышной и слишком обобщающей формулы «Простите за все». Нельзя просить прощения за все по той простой причине, что никому еще не удалось собрать все возможные грехи. А значит, нужно просить прощения за конкретные деяния. От папы же мы даже этого не ждем:
нам не нужно его личное или корпоративное (от имени Церкви) покаяние, мы хотим просто услышать нравственную оценку действий не его самого, а вот тех погромщиков. И все.

«А.А.»: А папа-то знал, какие слова хотело услышать от него наше духовенство?

«А.К.»: Может быть, папа посещал Украину, уже не приходя в сознание. Но одно дело — 83-летний человек, которым он был тогда, и другое — потрясающе работоспособный и компетентный аппарат, который прекрасно работает и сейчас, вовсе без папы. Думаю, те, кто готовил его визит на Украину, в полной мере владели ситуацией и знаниями в этой области.

«А.А.»: Почему папу не отпускали с поста, не давали спокойно умереть, если он... плохо себя контролировал?

«А.К.»: Старенький папа — удачная PR-акция Ватикана. Чтобы разорвать имиджевое тождество католичества и конкистадорства, немощный старичок годился более всего. Ватикан как бы говорил: «Посмотрите, какие мы беззащитные, ну какая в нас угроза и сила, мы умеем лишь кивать да дремать».

«А.А.»: А может, дело вовсе не в коварных ватиканских аналитиках, а в том, что Кароль Войтыла прежде всего был поляком, а потом уже папой? Может, он отыгрывался на нас за польские поражения ХVII века?

«А.К.»: Десять лет назад один итальянский кардинал в приватной беседе мне так и сказал: «У нашей Церкви не было бы проблем в отношениях с Московской патриархией, если бы папой был итальянец». Если это действительно так, то российская политика следующего папы будет лишена личных, иррациональных факторов. Ведь для Ватикана Россия, по сути, глубокая провинция. У них и без нас забот хватает. Есть огромные проблемные католические регионы — Западная Европа, Юго-Восточная Азия, вечно революционная Латинская Америка, и совсем уж свои проблемы у растущих африканских церквей. В этих условиях папа-прагматик просто не будет создавать себе дополнительные и необязательные проблемы и раздражать далекую и непредсказуемую Русскую Церковь.

Самый проблемный регион для Ватикана — Западная Европа. Она почти потеряна им… У папы есть замечательная традиция. Куда бы он ни приезжал, он целует землю страны, пригласившей его. И произносит фразу на языке той страны, в которую прилетел. Причем эта фраза становится девизом всего визита. Так вот, где-то в 92-м году свой визит во Францию папа начал с пронзительной и честной фразы: «Франция! Что ты сделала со своим крещением!» Представляете: Францию, которая в Средние века именовалась «старшей дочерью церкви», папа признал нехристианским, языческим регионом, а значит, зоной открытого миссионерства.

«А.А.»: А нам-то что с этого? Какое отношение Россия имеет к подобным проблемам Ватикана?

«А.К.»: Прямое. Католичество становится религией третьего мира, оставляя Западную Европу потребительству и вульгарнейшему неоязычеству. Одно из проявлений этого кризиса — все меньше молодых людей принимают священство (в основном, конечно, юноши сторонятся принципа обязательного безбрачия). До поры до времени европейские вакансии заполнялись священниками из Филиппин, Бразилии и т.п. Но падение железного занавеса открыло доступ к тому удивительному ресурсу, который Достоевский называл «русские мальчики». Это не запись в пятой графе. Это тип человека. «Русские мальчики» Достоевского — это те молодые люди, которые отказывают себе в праве на жизнь до той поры, пока они не нашли повод к жизни. Для них смысл жизни и смысл смерти — одно и то же: жить можно только ради того, за что не страшно умереть. Эти «русские мальчики» шли в монастыри и в революцию, в космос, в секты и снова в монастыри. Они — служители, а не бизнесмены. И вот из нескольких католических уст я слышал: «Простите, но мы должны принести в жертву наши добрые отношения с Русской Церковью и войти в Украину и Россию, а иначе сама наша церковь к концу XXI века станет чернокожей». По-этому в Западной Украине и Белоруссии сегодня открывается избыточное количество католических семинарий. Их не нужно столько для того, чтобы обеспечить потребности католиков Украины, Белоруссии и даже России. Ребят собирают, учат европейским языкам, дают бытовую и интеллектуальную европейскую культуру, посылают в европейские университеты — и все ради того, чтобы в конце концов командировать их в европейские же приходы. Для Ватикана это вопрос сохранения себя в качестве центра европейской — а не латиноамериканской — жизни.

«А.А.»: И все же для многих папа останется прогрессивным человеком, который встречался с футболистами, перед который брейк танцевали. У нас такого не увидишь...

«А.К.»: Эти замечательные кадры я тоже видел по Euronews. Мальчишки танцевали брейк замечательно. И Рональдо — великий футболист. Но когда папа спрашивает его, где он играет (и Рональдо отвечает, что он уже давно в Италии), становится понятно, что их просто поставили рядом для фотосессии. Футбольным фанатом папа явно не был: речь шла о взаимном обмене паствой и популярностью… Я смотрел на него и вспоминал старый анекдот про Брежнева: «Вчера Леонид Ильич Брежнев принял в Кремле английского посла за венгерского и имел с ним долгую продолжительную беседу...» И нельзя было не вспомнить вопрос Пабло Неруды: «Скажите, долгая старость — награда или расплата?»

«А.А.»: Даже если папа — удачный пиаровский ход, то создан он очень умело. Иначе Италия не ожидала бы миллионов паломников и не стояла бы сутками на площади Ватикана. У нас такого не будет.

«А.К.»: Пиар, конечно, есть. Интересно, наденут ли ведущие НТВ черные блузки и галстуки в день кончины русского патриарха — как они надели их в день кончины папы. Но главное все же не в пиаре, а в разности человеческих связей внутри католических и православных общин. Православный человек любит: а) православие как таковое; б) своего конкретного приходского батюшку. Епископ или патриарх в мире его чувств не столь значимы. Трудно представить себе православного человека, впадающего в экстаз оттого, что где-то в окне он увидел патриарха. При всем уважении к патриаршему сану. А католикам внушается, что они должны испытывать именно такие чувства.

«А.А.»: Почему же на фоне католиков православные выглядят консерваторами?

«А.К.»: Странно, что в России принято считать католичество чем-то более либеральным, нежели православие. А ведь это самая дисциплинированная и жесткая из всех христианских конфессий. Году в 98-м по новостным лентам прошло мало кем замеченное сообщение: папа разрешил священникам пользоваться мобильными телефонами. Как говорят брейкдансеры, «зацени ситуацию!». Православному священнику и в голову бы не пришло ждать по этому вопросу решения высшей инстанции. А при знакомстве с документами II Ватиканского собора 1963 года я не уставал удивляться: если ЭТО католики сочли великими свободами, то в какой же тюрьме они жили прежде?

http://www.otechestvo.org.ua/

 

 


* * *
Оглавление
Наверх