ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта



О ПОКАЯНИИ

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский

ЧТО ЕСТЬ ИСТИННОЕ ПОКАЯНИЕ

Истинное покаяние заключается в том, чтобы не только исповедать поистине грехи свои, но и не возвращаться также на прежние злые дела, но проводить жизнь свою в непрерывном ее исправлении; не только не возвращаться к прежнему, но и с сокрушением сердечным жалеть о прежде содеянном; не только же жалеть, но и дать удовлетворение за содеянные грехи немалыми трудами покаяния, которые не только бы сравнились с содеянными грехами, но и превзошли бы их. Суетно покаяние того, кто недолгим от брашен воздержанием и единодневным пощением хочет многократное объядение и пьянство покрыть. Тщетно покаяние того, кто каким-либо кратким и легким умерщвлением своего тела думает очистить себя от долговременных и тяжких смертных грехов. Неправедно покаяние того, кто немногими воздыханиями и биениями в перси надеется оправдаться от многих неправд, татьбы, убийства, хищения, грабления, братоозлобления и тому подобных прегрешений. Сомнительно прощение грехов того, кто малыми только слезами (кроме других истинному покаянию подобающих подвигов и трудов) великие скверны и беззакония чает смыть и избавиться от вечных мучений.

Многие слезы пролили ниневитяне и великое обнаружили покаяние (см. Книгу Ионы, гл. 3), ибо облеклись во вретища от мала до велика и заповедали пост не только людям, но и скоту; и возопили они к Богу, продолжая молитву, и обратились каждый от пути своего злого. Однако они остались в неизвестности относительно своего спасения, ибо говорили: "Кто весть, раскается ли, или умолится Бог и отвратит гнев ярости Своея, да не погибнем?"

Если те, обнаружив такое покаяние, оставались в неизвестности относительно умилостивления Божия и прощения грехов своих, то какую уверенность может иметь надеющийся очиститься малым покаянием и немногими слезами от многих и тяжких грехов? Ты скажешь: ниневитяне были язычники, не ведущие Писания, которое говорит: "Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс. 50.19), и еще: "Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет" (Пс. 33, 19), и еще: "Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил ecu нечестие сердца моего" (Пс. 31, 5). Мы же, верные, уповаем, что и малые слезы с исповеданием грехов могут получить у Господа грехопростительную милость.

Отвечаю на сие. Да, могут. Но могут разве только для тех, которые уже находятся при смертной кончине и у которых нет времени для больших слез и удовлетворения за грехи; к таковым Господь бывает милостив заодно сердечное сокрушение. Пример - разбойник на кресте, который при кончине своей изрек немногие слова с исповеданием и сердечным сокрушением, но тотчас же услышал от Господа милостивое слово: "днесь со Мною будеши в раи" (Лк. 23, 43). От человека же здорового и имеющего время к покаянию Бог требует многих слез, многих трудов и подвигов, дабы он сравнял труды покаяния с прежними грехами и даже превзошел их подвигами. О слезах же говорится следующее: есть некоторые, которые по временам приходят в умиление и плачут, вспоминая грехи свои, а грешить не перестают; для таковых какую пользу может принести их состояние умиления, если нрав их остается неисправным? Другие приходят и на покаяние, исповедуют со слезами грехи свои, а после опять возвращаются к тем же греховным сквернам; и таковым какая польза от омовения слезного, если они опять с любовью входят в прежнее болото? Ибо недостаточно бывающего только по временам умиления и сокрушения сердечного без истинного покаяния, которым требуется не только сожалеть и плакать о грехах, но и не возвращаться к греховным делам, а за содеянные грехи подъять подобающий подвиг.

Вспоминает апостол Исава, сына Исаакова, что он не нашел места покаяния, хотя и "со слезами просил его" (Евр. 12,17). Почему слезы грешника сего не были вменены в покаяние, не были приятны Богу и не очистили греха, о котором проливал слезы сей грешник? На сие отвечает св. Златоуст следующее: "Он не нашел места покаяния, потому что не обнаружил достойного покаяния". Из этого примера сей учитель увещевает нас, грешных, говоря: "Те, которые предполагают без мук согрешать (надеясь без подобающего изнурения и наказания получить прощение своих грехов), те да подумают о следующем: почему Исав не получил прощения?- потому что не покаялся, как подобало. Хочешь ли видеть покаяние тщательное (истинное, подобающее), услышь о Петровом покаянии после отвержения. Благовестник (евангелист), повествуя нам о нем, говорит: "Изшед вон плакася горько" (Мф. 26, 75; Лк. 22, 62). Потому-то и отпущено было ему таковое согрешение, что он плакал подобающим образом". Св. папа Климент говорит о Петре, что он, услышав глас возгласившего петеля и тотчас вспомнив свое отвержение от Христа, повергся на землю и изливал многие слезы, горько плача, и сие он творил во всю жизнь свою. И поэтому-то Никифор, повествователь о церковных деяниях, пишет о нем, что очи его были как бы кровавыми, и сие от горького плача. Таково было покаяние святого Петра после его согрешения.

Ты же, надеясь в один час оплакать, грехи твои, можешь ли так горько плакать, как плакал Петр? Можешь ли рыдать во всю ночь, как он? И далее, можешь ли понести таковые труды и подвиги, какие воздал Петр Христу Господу своему за свое отвержение, претерпев все, даже до своего распятия вниз головою? Не надейся посему на возникающее у тебя по временам малое некое сердечное сокрушение, не уповай на немногий твой труд и на кратковременный подвиг, но соответствующее грехам твоим и даже их превосходя-щее яви пред Господом покаяние со многими слезами и тогда ожидай от Него милости.

Учит святой Златоуст в беседах евангельских, говоря следующее: "Покаяние не в том только заключается, чтобы отступить от прежних злых дел, но чтобы показать еще большие добрые дела, ибо сказано: "Сотворите плоды, достойны покаяния". Как же сотворим? - Если начнем совершать противоположные грехам дела. Похищал ли чужое?-раздай похищенное и свое.

Долгое ли время блудодействовал? - воздержись и от своей жены в установленные дни, приучая себя к воздержанию. Досаждал ли кому-либо или бил ли кого-либо? - благословляй в дальнейшем досаждающих тебя и благодетельствуй уязвляющим тебя. Ибо для нашего здоровья недостаточно только извлечь стрелу, но необходимой наязву наложить врачевание. Наслаждался ли и упивался в прежнее время? - постись и пей воду, чтобы ты избавился от постигшего тебя вреда вследствие пьянства. Воззрел ли блудными глазами на доброту чужую?-потом отнюдь не взирай на лицо жены, усердно оберегая себя после принятых язв, и утвердись во благом, ибо сказано: "Уклонися от зла и сотвори благо". Святой Григорий Двоеслов, назвав человека древом, от плода познаваемым, говорит: "В плоде, а не в листьях или корнях может быть познано покаяние, ибо и Господь проклял дерево, которое имело листья, но было бесплодно; Он не принимает исповедания (бываемого только на словах) без плода - удручения тела.

Человек есть мысленное древо, имеющее кореньпокаяния своего в помысле и намерении исповедания грехов; имеет он и листья - это уже самое исповедание грехов Богу пред отцом духовным и обещание исправления; плоды же этого дерева - удовлетворения и подвиги. Познается поэтому истинное покаяниене по корню намерения и не по листьям исповедания и обещания, но по самым плодам удовлетворения. Утверждай намерение как корень, умножай слова как листья, но если ты не имеешь достойных покаяния плодов, подвигов, трудов и усердного тщания об удовлетворении за грехи, то бойся проклятия".

В Святом Писании мы находим двух грешников, которые каялись о содеянных ими злых делах и исповедали грех свой Богу, - это Саул и Давид. Но не оба они получили от Бога прощение. Говорил Саул: "Согреших, яко преступих слово Господне" (1 Цар. 15, 24). Говорил и Давид: "Согреших ко Господу моему" (2 Цар. 12, 13). Однако Давид получил прощение и спасся, а Саул не сподобился прощения, но пребывал под гневом Господним и погиб. Почему? Сам непрощеный грешник Саул виновен, так как, исповедав грех свой, не сотворил ничего в удовлетворение за него, не явил истинного покаяния и исправления. А сколь много трудился в покаянии Давид после своего исповедания греха! Он всякую ночь ложе свое омывал слезами, вставал в полночь, пепел как хлеб ел и питие с плачем растворял, изнемогал от поста и удручал тело свое, смиряя себя пред Господом во вретище и пепле многое время: поэтому-то он не только получил прощение греха, но и сделался любезным для Бога. Саул же, совершивший только самое исповедание греха, но не потрудившийся в покаянии, остался непрощеным во веки. Посему никто да не надеется от грехов своих великих очиститься только одним исповеданием и каким-либо незначительным умилением, без трудов и подвигов, подобающих истинному покаянию, если он поленится потрудиться, хотя и будет иметь время для своего исправления и удовлетворения за грехи. Хорошо подражать Давиду, который говорит: "Беззаконие мое аз возвещу и попекуся огресе моем" (Пс. 37,19). Вот не довольствуется Давид одним только исповеданием беззакония своего, но заботится и об удовлетворении: исповедаю, говорит, грех мой и потружусь, пока не сотворю удовлетворение за содеянное. Что пользы открыть язву, а подобающего лекарства к ней не приложить? Какая польза исповедать грехи, а епитимий за них не понести, не исправить жития своего?

ПОДГОТОВКА К ИСПОВЕДИ

Подготовка к исповеди заключает в себя уединение, удаление от сует и развлечений обычной жизни, это время самоиспытания и молитвы. Подготовка требует достойного приготовления, времени и упражнения. Этот период называется говеньем.

ЧТО ТАКОЕ ГОВЕНИЕ?

Говение - это труд не только телесный, но и духовный. Цель и намерение его - очистить душу и тело, примириться с Богом, посеять и укрепить в душе семена - начатки доброй святой жизни, христианского поведения, а плевелы - дурные навыки - подавить. Говение - это большая строгость в пище и сне, прекращение житейских забот и дел, чтение Слова Божия, непропустительное хождение в церковь, рассматривание своей совести в уединении. Это есть бодренное состояние души, со всем вниманием занимающейся делом спасения, а именно: постоянное хождение в храм, молитва, пощение, познание своей греховности, сокрушение о грехах, покаяние, заканчивающееся исповедью и причащением Св. Тайн. В покаянии получаем очищение совести от грехов и утверждение в жизни добродетельной. Итак, говея, будем неленостно ходить в храм ко всем службам, приходя к началу их и уходя только по окончании. Отгоним от себя леность и отговорки. Будем усердно молиться и дома. Без горячей молитвы говение будет бесплодно и нисколько не полезно. Молитва составляет жизнь говения. Постараемся во время говения держать самый строгий , пост, какого требует от нас Св. Церковь: пост телесный и пост духовный. Пост в соединении с молитвой - это два крыла, которыми только и можно возлететь на высоту добродетели. Необходимо нам заняться позна- нием самих себя, разобраться, живем ли похристиански? Похожи ли на истинных христиан? Стараемся ли поступать всегда по-христиански? Нужно нам будет подробно исповедать свои грехи перед духовником нашим. Следовательно, нужно нам во время говения припомнить все наши грехи и прегрешения - против Богa и против ближних наших и против самих себя припомнить и исповедать все грехи, какие мы сделали от прошедшей исповеди и до сего времени, ибо если не исповедуем грехов наших, то они останутся неразрешенными. В достойном причащении Св. Тайн - жизнь вечная и вечное блаженство, в недостойном суд, осуждение И страшная смерть вечная. Если вы решили говеть, то у вас явится множество препятствий, внутренних и внешних; но они исчезнут, как только вы твердо решитесь исполнить свою спасительную христианскую обязанность - говение. Во время говения следует по возможности отклоняться от мирской суеты, чтобы подумать о своих грехах, поплакать о них перед Богом и приготовиться принести в них чистосердечную исповедь, очищающую нас от грехов.

Святое время говения, исповеди и причащения есть такое драгоценное время в нашей жизни, что целой вечности недостанет для того, чтобы достойно возблагодарить Бога за эту дарованную нам от Него милость.

ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ИСПОВЕДИ, ПРИЧАЩЕНИИ И ПОСЛЕ

Особенно высокое и твердое благоговение должно отличать всю седмицу, в которую мы говеем. Приготовленные и приступающие к исповеди, по древнему Православному обычаю, мы должны поклониться предстоящим во храме, в знак взаимного примирения с ними, и не оттесняя других приближаться к духовнику. Оттеснение других и усилие самому скорее принять Таинство унизительно для Таинства и никак не согласно с чувством благоговения, освящения и примирения с Господом. Приблизившемуся к изображению Господа, пред коим он должен произнести исповедь в своих грехах, Церковь внушает поклониться до земли пред святою иконою, сообразно глубокому смирению и сокрушению грешника и втайне умолять Бога о помиловании, подобно мытарю, молившемуся: "Боже, милостив буди мне грешному"; как подсудимый встать с благоговением пред изображением Господа, от Коего невидимо подается кающемуся оставление грехов.

Исповедавшему грехи свои Церковь внушает смиренно преклонить колена, дабы над главою его совершился таинственный, благодатный суд бесконечного милосердия Божия.

Чем ближе мы к тайне благодатного единения с Господом, открытого нам в Святом Причащении, тем большую стражу за собою в духовном бодрствовании, молитве, посте и чистоте Церковь проповедует нам. С вечера готовящиеся к Причащению ничего уже не должны вкушать. Ибо из благоговения к страшным Тайнам Христовым издревле постановлено Церковью приступать к ним прежде ядения. Равно должны и еще строже хранить себя от суетных разговоров, взглядов, привычек и плотских удовольствий, несовместных с священным временем благоговейного ожидания Небесного Жениха душ наших, - хранить душу и тело свое в чистоте. Духовно бодрствующих для достойного Причащения святых Христовы Тайн Церковь зовет во храм при первом ударе колокола, как всегда, так особенно во время говения и в самый день Причащения, сообразно усердию, какое прилично причастникам вечери Господней. Зовет, сообразно величию Таинства и внутренней чистоте и красоте готовых к Причащению, со всеми видимыми знаками благоговения и благопристойности. Во храме готовящиеся к Причащению, по обычаю православному, поклоняются пред священными изображениями Господа и Святых и целуют иконы в обновление союза и общения с Церковью Небесною, а также кланяются и ближним своим в знамение при -мирения с ними, по заповеди Господа (Мф. 5,24).

К радостному Причастию Церковь приглашает нас словами: "со страхом Божиим и верою приступите", т. е. с благоговением и верою, что в священном сосуде сокрыты истинное Тело и истинная Кровь Христа. Призвав к Чаше мира, любви и спасения, Церковь молитвою: "верую Господи и исповедую, яко Ты воистинну Христос, Сын Бога Живаго", внушает нам исповедать живую веру в Сына Божия, пришедшего в мир грешный спасти, исповедать, что пред очами нашими само пречистое Тело и сама честная Кровь Его; со смирением признать свое недостоинство и надежду на милосердие Божие, исповедать, что мы приступаем не с лицемерием Иуды, который был при тайной вечери с учениками Господа, но сердцем принадлежал врагам Его; лобызал своего Учителя и Благодетеля, но этим знаком мира, дружбы и любви предавал Его врагам, а приступаем с искренностью покаявшегося разбойника, дабы не в суд или осуждение послужило нам Причащение, но во исцеление души и тела, и в жизнь вечную.

Пред самым Приобщением Церковь внушает, что-бы каждый из нас, приближающихся к Причастию, еще - в глубоком смирении, благовременно, когда предшествующий мне принимает Тайны, повергся пред Господом к поклонился Ему до земли, истинно присущему в Тайнах под видом хлеба и вина. После этого последнего пред Причащением поклонения Церковь внушает приступающему к принятию Тайн крестообразно сложить руки к персям, приближаться и стать к Чаше спасения, не творя знамения Креста, а только устами исповедуя Христа и в сердце, имея горячую к Нему любовь и благодарность. По благоговейном принятии Тела и Крови Христовых, не творя знамения Креста, надобно поцеловать край Святой Чаши, как самое Христово ребро, из которого истекла кровь и вода. .Отойдя от Чаши и уступив место Другому, за мной следующему к Причащению, прилично поклониться молитвенно, но по благоговению к Тайнам - не до земли, и после того вкусить теплоту, и храня Тайны внутри себя, благоговейно ожидать окончания Божественной литургии и благодарных молитв, после литургий произносимых Церковью от лица причастившихся. Тотчас по Причащении, во время Богослужения, поздравления и разговоры несовместны с высоким чувством благоговения.

Благоговение обновившего свое единение с Господом и святой Его Церковью не должно окончиться с выходом из храма Божия. По возблагодарении Господа за Причащение, по благоговейном облобызании Креста и выходе из храма Божия, святые впечатления седмичного говения и Обновленного единения с Господом должны живо изображаться в нас" особенно в самый день Причащения, как первый и ближайший плод особенных седмичных благочестивых подвигов нашего стремления к Богу и воссоединения с Ним. В этот священнейший день нашей Пасхи, "праздников праздник и торжество торжеств", мы преимущественно должны согласно с Апостолом чувствовать: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Ибо сам Господь сказал: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). День нашего Причащения вполне принадлежит Господу, по нашему высокому благоговению, по нашей высоте и чистоте духа, по нашему воздержанию в пище, питии и разговорах, и по непременному нашему явлению во храм для вечерней молитвы.

Благодатное единение со Спасителем для нас выше всякого видимого союза, ибо оно есть для вечной и блаженной жизни во Иисусе Христе, Который сказал: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный (Ин. 6:54). По сему оно должно наполнять и руководить нас, среди всякого общения и союза с ближними, не только в самый день дарования нам великого залога беспредельной к нам любви Божией, но и в продолжение всей нашей жизни. День нашего Причащения должен быть началом дней жизни нашей во Иисусе Христе для вечной блаженной жизни. Со дня Причащения будем жить так, чтобы к нам всегда относилось утешительное обетование Господа: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века.

ИСПОВЕДЬ МИРСКИХ ЧЕЛОВЕК
(составленная в Оптиной пустыни)

Исповедаю Господу Богу Вседержителю, во Святой Троице славимому и поклоняемому Отцу и Сыну и Святому Духу о всех моих грехах.

Исповедаю: во грехах зачатый, во грехах рожденный, во грехах воспитанный и от самого крещения до сего дня живущий во грехах..

Исповедаю, что согрешил я против всех заповедей Божиих: маловерием, самомнением и вольным мнением, суеверием, гаданием, самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, надеждой на самого себя и на людей более, чем на Бога.

Забвением о правосудии Божием и неимением достаточной преданности в волю Божию, непокорностью распоряжениям Промысла Божия, упорным желанием, чтобы все было по-моему.

Человекоугодием и пристрастной любовью к твари, нестаранием раскрыть в себе полного познания Бога и воли Его, веры в Него, благоговения к Нему, страха перед Ним, надежды на Него, любви к Нему и ревности о славе Его.

Согрешил: порабощением себя страстям - сладострастию, корыстолюбию, гордости, самолюбию, тщеславию, раболепству духу времени, мирским обычаям против совести с нарушением заповедей Божиих; любостяжанию, чревоугодию, лакомству, объядению, пьянству.

Согрешил: божбою, ложной клятвой, нарушением клятвы, неисполнением обетов, принуждением других к божбе, клятве, неуважением к святыне и благочестию, хулой на Бога, на святых, на всякую святыню богохульством, кощунством, призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, шутках, забавах.

Согрешил: непочитанием праздников и занятиями, уничижающими честь праздников, неблагоговейным стоянием в церкви, разговором и смехом, леностью к молитве и к чтению Священного Писания, оставлением утренних и вечерних молитв, утаиванием грехов на исповеди, нестаранием о должном приготовлении к причащению Святых Тайн, неуважением к священным предметам и небрежным изображением на себе крестного знамения.

Согрешил: несоблюдением постов по уставу Церкви, леностью к труду и недобросовестным исполнением порученных работ и дел по долгу службы, потерей многого времени напрасно в праздности, рассеянности.

Согрешил: непочитанием родителей и начальников, неуважением старших, пастырей духовных и учителей.

Согрешил: напрасным гневом, оскорблением ближнего, ненавистью, причинением вреда ближнему, враждой, злопамятством, соблазном, советом на грех, поджигательством, не сохранением человека от смерти, отравлением, убийством (детей во чреве) и советом к сему.

Согрешил: плотскими грехами - блудом, прелюбодеянием, сладострастием, страстными поцелуями, нечистым осязанием, засматриванием на красивые лица с вожделением.

Согрешил: сквернословием, услаждением нечистыми мечтами, произвольным похотным раздражением, невоздержанием в посты, воскресные и праздничные дни, кровосмешением в духовном и плотском родстве, излишним щегольством с желанием нравиться и прельщать других.

Согрешил: воровством, присваиванием чужой собственности, обманом, утаиванием найденной вещи, принятием чужой вещи, неоплачиванием долга по ложным причинам, препятствием в выгодах других, тунеядством, лихоимством, святотатством, не сострадательностью к несчастным, немилосердием к бедным, скупостью, расточительностью, роскошью, игрой в карты, вообще беспорядочностью жизни, корыстолюбием, неверностью, несправедливостью, жестокосердием..

Согрешил: ложным доносом и свидетельством на суде, оклеветанием и очернением доброго имени ближнего и чести его, разглашением грехов и слабостей их; подозрительностью, сомнением в чести ближнего, осуждением, двоедушием, сплетнями, насмешками, остротами, ложью" лукавством, обманом, лицемерным обращением, лестью, пресмыкательством пред высшими по должности и имеющими преимущества и власть, болтливостью и празднословием. Не имею прямодушия, искренности, простоты, верности, правдивости, уважительности, степенности, осторожности в словах, благоразумной молчаливости, охранения и защищения чести других.

Согрешил: худыми желаниями и помышлениями, завистью, внутренним прелюбодеянием, корыстолюбием и горделивыми мыслями и желаниями, своекорыстием и плотоугодием.

Согрешил: не имею любви, воздержания, целомудрия, скромности в словах и поступках, чистоты сердца, бескорыстия, нестяжательства, щедрости, милосердия, смиренномудрия, вообще неусердно забочусь об искоренении в себе греховного расположения и об утверждении себя в добродетелях.

Согрешил: унынием, печалью, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью нечистой и всеми моими чувствами, помышлениями; словами, желаниями, делами и прочими моими грехами, которые из-за беспамятства моего не упомянул.

Каюсь, что прогневал Господа Бога моего, искренно об этом жалею и желаю раскаяться и впредь не грешить и всевозможно удерживаться от грехов.

Со слезами молю Тебя, Господа Бога моего, помоги мне утвердиться в моем намерении жить по-христиански, а исповеданные мои грехи прости, яко Благ и Человеколюбец.

Прошу и тебя, честный отче, в присутствии которого все это я исповедал, да будешь мне свидетелем в день судный против диавола, врага и ненавистника рода человеческого, и да помолишься о мне, грешном, Господу Богу моему.

Прошу тебя, честный отче, как имеющего от Христа Бога власть разрешать исповедующихся и отпускать грехи их, прости меня, разреши и помолись о мне грешном.