ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта



О Таинстве Покаяния

Таинство Покаяния – одно из семи Таинств и одно из немногих, которым христианин может пользоваться постоянно.

Таинство Покаяния еще называют Вторым Крещением. В богословии это Таинство определяется так: это благодатное священнодействие, в котором после принесения верующим раскаяния в грехах дается отпущение грехов милостью Божьей посредством священника, согласно обетованию Спасителя.

Вообще, это Таинство состоит из 2-х частей: самой беседы со священником и молитвенного прощения или разрешения грехов, данного священником.

Я думаю, что все видели, или хотя бы слышали об этом Таинстве, называемом еще Таинством Исповеди, где само раскаяние сравнивается хирургической операцией, т. е. через стыд и внутреннее противоречие человеку становится легче.

Если мы вспомним Ветхозаветные времена, мы видим, что иудейский народ приносил Богу покаяние в виде жертв: всесожжений, животных, начатков овощей, в конце концов, посвящали Богу самого себя.

На границе времен – Ветхого и Нового Заветов величайший пророк Иоанн Креститель призывал всех: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2)

И вот мы видим Самого Спасителя, который дает своим ученикам власть отпускать грехи. Духу покаяния помогают некоторые внешние упражнения. Это пост, молитва, жертвы. Это может быть либо денежные пожертвования на храмы, нищим либо пожертвования своим временем – усиленное молитвенное правило, посещение богослужений, чтение Священного Писания и т. д.

Новозаветное покаяние обозначается греческим словом "метанойя", т.е. изменение самого себя. Покаяние только тогда искрение, когда человек действительно хочет измениться.

В ранней Церкви покаяние было не тайным, «с глазу на глаз» со священником, а публичным, чтоб слышал весь народ. Когда-то в XVI в. на Руси был такой вид покаяния – если человек тяжело погрешал он стоял перед входом в храм, на паперти, и громко произносил содеянный грех каждому входящему и просил за него помолиться.

Возвращаясь к практике ранней Церкви, видим, что много советовалось брать на себя покаянный подвиг даже до конца жизни.

Христианский учитель Тертулиан говорил: «Ты, грешник, должен каяться столько, сколько согрешал». Сроки покаяния определялись по-разному. Св. Петр Александрийский говорит, что каяться надо 4 года, I Вселенский Собор назначает срок 20 лет, Анкирский поместный собор - немногим менее 4-х лет. Позже гражданские власти просили сократить срок покаяния.

Покаяние в древности происходило примерно так. В первый день Великого Поста осужденный на покаяние приходил к дверям церкви. Его встречал епископ и вводил его в храм. Кающийся посыпал себе голову пеплом, в знак глубокого смирения и покаяния, одевался во вретище и падал ниц.

В это время все священники, епископ и народ возносили свои молитвы. Епископ возлагал руки, окроплял святой водой. Подвиг покаяния продолжался до Страстной седмицы. Потом кающихся принимали в лоно Церкви.

В древнехристианский период также существовало разделение кающихся на группы, в зависимости от тяжести греха. Они могли присутствовать только на отдельных, тех или иных частях богослужения. Всего было 4 группы: плачущие, служащие, припадающие, стоящие с верными.

Самыми смертными грехами тогда считались, да, пожалуй, и сейчас считаются прелюбодеяние, идолопоклонство и убийство.

Во время исповеди в наши часы священник может дать кающемуся некие благочестивые упражнения, помогающие человеку духовно и укрепляющие физически. Эти упражнения, по-церковному называются епитимьёй (с греческого – «наказание»). Есть несколько видов епитимьи: пост как дополнительный подвиг в добавление к основным пастам; посещение богослужений; назначение определенного домашнего молитвенного правила; совершение земных поклонов каждый день; милосердие ближним; регулярное чтение Священного Писания.

Следует упомянуть, что тайна исповеди свято хранится священником как военная тайна офицером.. В некоторых странах тайна исповеди даже охраняется законом.

Но, говоря о Таинстве Исповеди, надо вспомнить, для чего это Таинство установлено.

Оно установлено для того, чтобы человеку Бог прощал все грехи. Ведь раньше, в раю, человек был безгрешен тогда и не нужна была никакая исповедь, но человек не захотел быть безгрешным.

Господь, насадивший в начале времен сад в Эдеме на востоке и поместивший там созданного Им человека, чтобы возделывать и охранять его, позволил человеку есть от всякого дерева в саду, кроме дерева познания добра и зла, предупредив, что если запрет будет нарушен – человек умрет. Но змей обольщает первую женщину. Он утверждает, что якобы знает правду о том, что от запретного плода люди не умрут, а станут лишь как боги, знающие добро и зло. Тайным образом, змей прельстил женщину. Она, поверив, ела и дала есть своему мужу. Позже, они попытались придумать оправдание себе перед Богом.

Как позже писал митрополит Московский Филарет: “Человек остановил в себе приток Божественной благодати”. Он прервал связь с Богом. Грех, совершенный человеком явился причиной смерти. Таинство Исповеди дано для того, чтобы выйти из этого тупика, из порочного круга.

Грех в наше время крепко укоренился в современном обществе. Грехов очень много, они связаны в непрерывную сеть разных духовных состояний, как простых и очевидных, так и скрытых, на первый взгляд невинных. Их обобщённо можно разделить так: маловерие, суеверие, кощунство и божба, немолитвенность, прелесть.

В современном обществе Церковь, также усматривает греховные увлечения, которые включают в себя множество грехов. Это рок-музыка, наркомания, современная магия, восточные культы, где наркомания, например, включает в себя: самоубийство, бунт против Бога, колдовство, магию, спиритизм; а рок-музыка – половые извращения, призыв к бунту против установленного порядка, побуждение к насилию и убийству, посвящение сатане и т. д.

В общем, если человек действительно хочет прийти к Богу и жить согласно христианской морали, ему необходимо покаяние, ибо покаяние есть начало новой жизни во Христе.

  Д. Южаков.