НАРКОМАНИЯ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

НАРКОМАНИЯ Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта




Игумен Евмений
ЛУЧ НАДЕЖДЫ В НАРКОТИЧЕСКОМ МИРЕ
(www.light.orthodoxy.ru)

Наркоман: больной или преступник?

Как общее правило в сложных случаях, могущих смутить совесть пастыря, он должен всегда помнить, что соучастие и доброе отношение всегда лучше, чем излишняя строгость, так как перед священником находится или больная воля, или больной рассудок.

Архимандрит Киприан (Керн)

 

Сложность пастырского окормления наркоманов заключается в том, что этому явлению до сих пор не дана полная, исчерпывающая оценка с точки зрения православного душепопечения. Его духовное содержание не раскрыто. Приемы и методы пастырского душепопечения наркоманов пока нигде не описаны, поскольку опыта их окормления в церковной среде еще недостаточно.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, нужно попытаться взглянуть на наркоманию и наркоманов с той же позиции, с которой пастырь призван Богом смотреть на любого грешника. Необходимо, прежде всего, решить, кем же для нас является конкретный человек, пришедший с проблемой зависимости.

По всей видимости, нравственное преступление совершается тогда, когда человек впервые соглашается употребить наркотик. Принятие греховного желания совершается в сердце человека. А больным, зависимым он становится уже после, со всеми вытекающими из этого первого приема последствиями. При этом, как уже было упомянуто, большое значение имеет группа наркотика, возраст, время и условия употребления. Оказание реальной помощи такому человеку, поиск и возможности исцеления, возвращения к полноценной жизни можно считать завершенным, если на глубине человеческого сердца произойдет осознание наркомании как нравственного преступления перед Богом.

Исходя из этого рассуждения, давайте рассмотрим следующую главу и попробуем дать ответ на этот животрепещущий вопрос:

 

Насколько приблизит к исцелению
нравственная оценка зависимости?

- Тогда суди себя сам, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

- Сам себя могу судить где угодно,- сказал Маленький Принц. - Для этого мне незачем жить здесь у вас.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Маленький Принц

 

Действительно, наркоман согрешил, сознательно согласившись стать наркоманом, употребив первую дозу. После этого он реально оказался больным человеком, не способным контролировать употребление наркотика.

Болезнь не может быть оценена с морально-этической точки зрения. Бессмысленно и глупо обвинять человека с переломанными ногами или с диабетом в том, что их организм не может функционировать так же, как функционирует организм здорового человека.

Пастырь мало чего достигнет, если будет осуждать, упрекать больных зависимостью людей, свысока смот-реть на них как на слабаков, которые не могут держать себя в руках, не отвечают за свои слова, если будет обвинять их в "потворстве греху".

Если мы, подобно милосердному самарянину, оказываем помощь "человеку, впавшему в разбойники" (Лк. 10, 30), вряд ли эта помощь будет эффективна, если она не будет наполнена любовью и принятием.

Каждый священник по опыту своему знает, что пришедший к нему человек улавливает осуждающее настроение пастыря. Если у священника нет понимания и принятия наркомании как болезненного состояния, он будет исходить из совершенно других внутренних предпосылок. Человек или не раскроется ему, или будет подавлен его сильной пастырской позицией и "смирится" перед волевым батюшкой, но такое смирение сделает его зависимым теперь уже от сильной воли священника и вряд ли пойдет ему на пользу.

Разрушение этого внутреннего барьера в значительной мере поможет обретению взаимопонимания и доверия между священником и наркоманом, обратившимся к нему за помощью.