МИСТИКА И ПРАВОСЛАВИЕ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

МИСТИКА
И ПРАВОСЛАВИЕ
Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта




АСТРОЛОГИЯ

"Когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во все остальное", - сказал английский писатель-христианин Г. К. Честертон. Мы имели возможность убедиться в справедливости этого изречения, когда насильственно лишенное веры в Бога большинство населения Советского Союза веровало во все: в светлое коммунистическое будущее, в преимущество социалистической системы, в непогрешимость отцов-основателей коммунизма, в правдивость печатного слова и т. п. Ну и, конечно, во всесилие науки, которая могла объяснить все тайны мироздания и творчески преобразовать дикую природу, да и все человечество, приведя его к коммунизму. В течение долгих лет гонений на Церковь и Православную веру, исходивших от советской власти, наука использовалась для сокрушения религиозного представления о жизни как "научно недоказанного", "отсталого" и "средневекового". Провозглашалось, что вера происходит от невежества и мракобесия и что "свет науки" рассеивает любые "религиозные предрассудки".

Однако сколько-нибудь внимательный и думающий человек не мог не заметить, что множество окружающих его феноменов выходит за рамки научного знания. Да и жажда духовного, естественная для человеческой души, не могла удовлетвориться плоско-материалистическими объяснениями. Но коль скоро наука провозглашалась всесильной, она должна была дать ответы на все. И поэтому чем дальше, тем больше получали распространение различные около- и псевдонаучные убеждения и верования: в темные пророчества Нострадамуса; в контакты с маленькими зелеными человечками из летающих тарелок, которые, дескать, и являются творцами нашей цивилизации; в сверхъестественные способности таинственных индийских йогов; в волшебные деяния различных контактеров, гипнотизеров и "экстрасенсов"; в чудодейственную силу раздельного питания, ежедневных клизм и уринотерапии; ну и конечно, в первую очередь, в возможность узнать свою судьбу по непогрешимым указаниям неподкупных звезд - то есть в астрологию.

Еще в советское время астрологическая тематика и терминология приобрела завидную популярность: редко в каком городе не было молодежного кафе "Знаки зодиака", местные художники украшали мозаичные панно в дворцах пионеров, домах культуры и санаториях для ветеранов девами, весами, скорпионами, львами и козерогами. Они же, исполненные в золоте, серебре или других, менее благородных, металлах, стали одним из самых популярных нашейных украшений, а в самом начале перестройки астрологические прогнозы первыми пробили себе дорогу на страницы печатных изданий и электронных средств массовой информации.

Мы настолько привыкли к наукопоклонничеству, что любая, даже самая поверхностная наукообразность, вызывает у нас чувство доверия. Однако настоящая, не идеологизированная наука имеет дело с объективными истинами. Это роднит ее с настоящей верой и делает непримиримым врагом суеверий. И поэтому, когда обрушился советский идеологический диктат, а на его обломках расцвела ядовитая поросль оккультизма, пытаясь подменить собой истинную веру, - стали предприниматься попытки задушить и подлинную науку. Таким образом, вера и наука сегодня являются союзниками в борьбе против суеверия.

К сожалению, некоторые православные не понимают этого и либо вообще отрицают науку и все, что с ней связано, либо, наоборот, пытаются обосновать духовные реалии некоторыми научными выкладками и теориями. Однако духовный мир есть область свободы, а не детерменизма и не может быть предметом научного исследования. Подлинная наука не противоречит, конечно, положениям веры, но и не претендует на измерение неизмеримого. А вот псевдонаука пытается подменить собою религию. Одной из таких псевдонаук и псевдорелигий является астрология, имеющая, увы, определенную популярность даже и среди православных, считающих себя церковными.

Астрология - это одно из оккультных учений. Она не является сектой, однако есть секты, в доктрины которых астрология входит составной частью, существуют и секты, сложившиеся вокруг астрологических гуру и учителей. Но главное - астрология является одной из неотъемлемых характеристик современного оккультного неоязыческого движения "Нью эйдж", к сожалению, уже глубоко вошедшего в общественное сознание.

Если тоталитарные секты отдают свои жертвы в рабство лидерам, то обращающийся к астрологическим построениям суевер сам отдает себя в рабство бессловесным творениям Божиим - планетам и звездам, и даже не столько им, сколько химерическим и беспочвенным прогнозам и советам астрологов.

***

"Так как Творец одарил нас свободой воли, мы властны над своими делами... А все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой". (Преподобный Максим Грек)

Астрология - один из древнейших известных культов; современная астрология все еще напоминает астрологию древности, хотя за прошедшие века эта религиозная система подверглась существенным изменениям.

В долине Междуречья во времена расцвета халдейско-вавилонской цивилизации были выстроены огромные ступенчатые башни - зиккураты (самый высокий из них вполне мог быть прообразом библейской вавилонской башни); халдейские жрецы наблюдали с этих башен звездное небо и вычерчивали карты расположения небесных светил. Они верили, что Солнце, Луна, планеты и звезды - божества, способные магически повлиять на судьбу мира и каждого человека в отдельности, и считали, что если им удастся понять и предсказать движение небесных светил, они смогут предсказывать будущее. Астрологию такого рода называют вульгарной или примитивной астрологией. Главный принцип вульгарной астрологии в том, что положение вещей на земле и тенденции развития событий соответствуют конфигурации небесных тел. Астрологические воззрения религии Ханаана, представлявшей собой ответвление религии Междуречья, были тесно связаны с поклонением таким божествам как Ваал (Бел, Молох), Астарта (Иштар) и Ремфан, отождествлявшимися соответственно с Солнцем, Луной и Сатурном.

На этой стадии развития астрологов интересовала скорее судьба народов и предвидение различного рода крупных катастроф, нежели судьба отдельных личностей. Но с тех пор, как Вавилон был завоеван персами, астрологи сосредоточили свои усилия на составлении гороскопов, призванных определить будущее каждой отдельной личности, - судьба человека, по их мнению, была непосредственно связана с расположением светил в момент рождения. Астрологию этого типа называют натальной, генетической или юридической. Эта форма предсказания будущего была не единственной отраслью мантики (гадания), но постепенно астрология стала играть главную роль.

Персы-зороастрийцы, даже если они и первыми применили астрологию для предсказания индивидуальной судьбы, позаимствовали знания о расположении светил у вавилонских жрецов. Вавилоняне раньше других установили связь времен года с фазами луны и вычислили линию эклиптики (годовой путь Солнца на фоне неподвижных звезд). Кроме того, им были известны траектории планет (но не их действительные орбиты).

В период персидского владычества сформировалось понятие о 12 знаках зодиака. Пояс зодиака, средняя линия которого образована эклиптикой, охватывает видимые траектории движения Солнца и планет и составляет полосу шириной от 16 до 18 градусов, на всем протяжении небесной сферы. Пояс зодиака разделен на 12 секций, или "знаков", по 30 градусов каждый. Этим секциям были даны названия, соответствующие названиям находившихся в них созвездий.

12 знаков зодиака обычно перечисляют по направлению с запада на восток, начиная с линии весеннего равноденствия (21 марта): Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Незадолго до Рождества Христова каждый из "знаков" в 30 градусов был разделен на три "декады" по 10 градусов. Это добавление внесли египетские астрологи.

В IV веке до Р.Х. Персия была завоевана греками (македонянами), которые переняли астрологические знания у халдейских жрецов. Особенным авторитетом пользовался вавилонский астролог Берос, живший в III веке до Р.Х. Астрология прекрасно соответствовала пантеистическому материализму древнегреческих стоиков. 12 знаков были разделены на четыре группы по три знака каждая; эти группы соотнесли с четырьмя стихиями природы - огнем, воздухом, землей и водой. Кроме того, каждому знаку зодиака были поставлены в соответствие определенные планеты, цвета, растения, металлы и драгоценные камни.

Астрология в том виде, в каком она существовала ко II веку до Р.Х., описана в дошедшем до нас труде Клавдия Птолемея, астронома и астролога времен эпигонов (наследников Александра Македонского). Центром системы Птолемея является Земля, а Солнце, Луна и планеты движутся вокруг нее.

В средние века астрологи обладали значительным влиянием при дворах монархов европейских стран, Руси и арабского халифата. В эпоху Возрождения увлечение астрологией еще более возросло и не спадало во времена Реформации. Даже Меланхтон, соратник Мартина Лютера, отдал дань астрологии. Затем, с началом эпохи Просвещения, начался упадок астрологии, возродившейся лишь в конце XIX в. в среде европейских оккультистов. В XX в. астрология пережила настоящий расцвет вместе со всевозможными оккультными и мистических течениями. Основу современной астрологии стран Запада составляет астрология и, следовательно, многобожие древних вавилонян, греков и римлян, хотя астрологи не верят больше, что звезды и планеты суть божества.

Помимо астрологии западного типа, в других частях света возникли и развились свои астрологические системы. Китайцы составили свои астрологические сборники еще до вавилонских жрецов. Индийская астрология также уходит корнями в глубокую древность, тесно связана с индуизмом и продолжает играть важную роль в жизни индийского общества.

Астрология является составляющей учений и практик многих сект и групп неоязыческого движения "Нью эйдж"; ее используют всевозможные колдуны, маги, оккультисты, предсказатели, каббалисты и теософы.

В современной Европе, так же как и в Америке, астрология пользуется небывалой популярностью: она стала самым распространенным методом предсказания судьбы в наше время. В странах, большинство населения которых формально составляют христиане, значительная часть людей в то же время верит в астрологию. В США таковых 40%, во Франции - 53%, в Германии - 63%, в Великобритании - 66%. В США более 200 тыс. астрологов, из них по меньшей мере 12 тыс. профессиональных; ежегодные обороты индустрии гадания по звездам - сотни миллионов долларов (См.: .). Примерно такое же положение в Канаде, Англии, Франции, Германии, да и во многих других странах.

В России в астрологию верят более 40% населения2, действуют несколько десятков астрологических центров и школ, часто враждебно настроенных по отношению друг к другу (претензией на эксклюзивность особенно известна школа Павла Глобы, представляющая из себя синкретическую псевдозороастрийскую секту).

В мире существует несколько астрологических обществ и ассоциаций, в том числе "Американская федерация астрологов" и "Международное общество научных астрологических исследований". Большими тиражами выходят разнообразные астрологические журналы. Большинство газет публикуют гороскопы. Миллионы людей покупают книги по астрологии и даже сборники гороскопов для кошек и собак.

Мы видим, что основная деятельность астрологов сводится к составлению гороскопов и их толкованию, включая предсказания личной судьбы. Важными элементами гороскопа являются знаки зодиака, планеты (к ним относят также Солнце и Луну), их "аспекты" и "дома". Координаты планет в знаках зодиака определяются с помощью таблиц, называемых эфемеридами. Особое значение имеет положение Солнца в знаке ("солярный знак"). Когда говорят, что человек по гороскопу Овен, Козерог и т. д., имеется в виду, что в момент его рождения Солнце находилось в знаке Овна, Козерога и т. д. Взаиморасположение планет в гороскопе называется "аспектом" и измеряется в градусах дуги. "Хорошим предзнаменованием" считается такое расположение планет, при котором угол между ними составляет 60 или 120 градусов. "Плохое предзнаменование" - это противостояние планет (180) или прямой угол между ними. "Соединение" (очень небольшой угол между планетами) может быть и плохим, и хорошим предзнаменованием - в зависимости от того, какие планеты образуют комбинацию.

Если круг зодиака основан на годовом цикле вращения Земли вокруг Солнца, то круг так называемых "домов" основан на суточном цикле вращения Земли вокруг своей оси. За сутки небесная сфера (то есть весь зодиак) видимым образом совершает полный оборот вокруг Земли. Знак зодиака, который восходит над горизонтом в момент рождения, называется "восходящим" и имеет большое значение для характеристики гороскопа, наряду с солярным знаком. От точки восхождения (градуса восхождения) начинается отсчет двенадцати "домов", которые, как правило, имеют различную протяженность и могут включать в себя несколько знаков зодиака. Графически гороскоп представляет собой наложение круга "домов" на круг зодиака, в котором расположены планеты, соединенные аспектами.

Считается, что положение планет в знаках указывает на потенциальные возможности человека, а в "домах" - на сферы их реализации (семья, профессия, дружеские отношения и др.). Для предсказательной астрологии самым важным методом является анализ так называемых "транзитов", то есть аспектов между движущимися планетами в любое интересующее время и планетами в гороскопе рождения.

Астрология используется для определения и истолкования судеб стран и народов, а также наилучшего времени для поездок, финансовых операций, свадеб и т. д. Натальными астрологическими вычислениями пользуются, чтобы определить развитие личности и характера человека, узнать возможные события его дальнейшей жизни и даже момент смерти.

Кроме упомянутых циклов вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси (порождающих круги зодиака и "домов"), существует еще цикл прецессии земной оси. Точка весеннего равноденствия перемещается по созвездиям назад в круге эклиптики (отсюда термин "прецессия" - предварение равноденствий). 12 знаков зодиака первоначально соответствовали 12 созвездиям с теми же названиями, но в результате прецессии за прошедшие 2000 лет созвездия сместились на 30 градусов небесной сферы. Это значит, что созвездие Девы сейчас соответствует знаку Весов, а созвездие Весов - знаку Скорпиона, и т. д. Таким образом, если человек родился, например, 1 сентября, астрологи говорят, что он родился "под знаком Девы" (положение Солнца в этот день соответствует знаку Девы), но на самом деле Солнце в этот день находится в созвездии Льва.

В последние десятилетия все более увеличивается интерес к историческим спекуляциям, основанным на этом явлении. В результате кругового смещения земной оси Солнце в первый день астрономической весны (21 марта) каждые 2160 лет появляется на фоне нового созвездия. Цикл смены созвездий начинается заново каждые 26 тысяч лет.

Астрологи пытаются связать исторические процессы с моментами вхождения Солнца в область новых созвездий. Во времена зарождения астрологии Солнце в первый день весны находилось в созвездии Овна, но незадолго до Рождества Христова оно пересекло границу созвездия Рыб.

Трудно сказать в точности, когда начнется новая "звездная эра" - "эра Водолея" (следующего созвездия, в котором появится Солнце в день весеннего равноденствия). Разные астрологи называли различные даты: 1904, 1910, 1917, 1936, 1962, 2000, 2012 годы и др. Так или иначе, но астрологи уверены, что от смены созвездий, служащих фоном для Солнца в первый день астрономической весны, зависят циклы исторического развития человечества. Для каждой такой "эры" якобы характерны своя форма религии, общественного устройства, этики и философии.

"Эра Рыб" была эпохой христианства (астрологи обычно прилагают для ее характеристики отрицательные эпитеты). Так как предполагается, что Водолей (Аквариус) - существо мужского пола, новая "эра Водолея", по мнению астрологов, должна стать эпохой гуманизма и братства людей. Астрологи заявляют, что наступает эпоха всеобщей гармонии, мира и оккультизма. Некоторые оккультистки, вопреки "мужскому" значению Водолея, полагают, что "Новая эра" станет эпохой феминизма или даже матриархата. Этическая система этого "золотого века" должна основываться на человеческой свободе. Тем не менее, взгляд на историю как на бесконечную замкнутую смену одних эпох другими - пессимистичен и безнадежен. С этой точки зрения история не имеет никакого определенного смысла, так как один и тот же цикл начинается каждые 26 тысяч лет, и каждый следующий цикл ничем не отличается от предыдущего.

В XX веке появилось много оккультно-мистических сочинений, посвященных грядущей "эре Водолея". Одна из этих книг, опубликованная в 1970 г. Евой Даулинг, называется "Евангелие Иисуса эры Водолея". Ее автор - якобы некто Леви, которому в 1911 г. надиктовал все это "ангел". Книга эта составлена из "откровений" о "тайной жизни" Иисуса Христа. Существует множество других смехотворных "откровений" "Христа эры Водолея". Доктор Эдгар Джю Гудспид из Чикагского университета исследовал "Неизвестную жизнь Христа", "Евангелие Водолея" и другие подобные опусы в своей работе "Современные апокрифы" (Бостон, 1956). Он продемонстрировал, что все они несостоятельны. Эти книги содержат исторически недостоверную информацию и ложные утверждения. Заявления Нотовича о том, что он получил "Неизвестную жизнь Христа" от старшего ламы монастыря в Гималаях, были проверены группой исследователей, посетившей монастырь. Лама поклялся, что Нотович никогда не встречался с ним. Прочитав книгу Нотовича, он воскликнул: "Ложь, ложь, ничего, кроме лжи!"

В большинстве астрологических доктрин Личность Создателя заменена безличным космосом. Главное положение мировоззрения астрологов состоит в оккультном принципе точного соответствия между космосом и земной жизнью. Кратко это положение формулируется так: "Что на небе, то и на земле", или "Земля отражает небо".

Астрологам близка идея перевоплощения. Многие астрологи утверждают, что гороскоп отдельной личности определяется "долгом кармы", накопленным во время предыдущего существования. Это фаталистическое представление о бесконечной повторяемости событий распространяется равным образом и на судьбу целых наций, и на судьбу всей вселенной. Вселенная, по представлению астрологов, медленно, но неизбежно движется по пути исполнения космического предначертания судьбы. Для описания таких процессов астрологи иногда прибегают к религиозной терминологии.

Индивидуумы, народы и цивилизации появляются на свет, растут и терпят крах якобы в зависимости от движений и взаимного расположения светил. В этой фаталистической, безличной системе сил и влияний нет места для принципа свободы воли. Свобода человека, по мнению астрологов, - лишь иллюзия. Многие "звездочеты" видят и понимают эту проблему и пытаются справиться с ней, заявляя, что человек, узнавший свою "космическую судьбу" с помощью астрологических наблюдений, может использовать полученные знания и изменить свое будущее.

Астрологи хватаются за этот аргумент, пытаясь сохранить в себе чувство "властелина своей судьбы", но, строго говоря, такая точка зрения вступает в противоречие с основными положениями астрологии. С другой стороны, астрологи часто используют принцип космической предопределенности, чтобы снять с себя ответственность за свое, часто аморальное, поведение. На фатализм астрологии, косвенное оправдание ею зла и богословские следствия этих положений указывали святые отцы Церкви.

"[Астрологи] приписывают небесным телам причину и того, в чем властно произволение каждого из нас, то есть причину расположений к добродетели или к пророку. С одной стороны, смешно оспаривать их, а с другой, поелику многие заражены сим заблуждением, может быть, необходимость требует не оставлять сего и в молчании. <...>

Но в словах сих конечно много неразумного, а гораздо больше нечестивого. Ибо злотворные звезды причину своей злотворности переносят на Творца своего. Если зло им естественно, то Создатель - творец зла. А если они делаются злыми по произволению, то, во-первых, они суть живые существа, одаренные произволом, предающиеся непринужденным и свободным стремлениям. Утверждать же сие о вещах неодушевленных есть верх безумия. Потом, сколько несообразно с разумом, чтобы зло и добро уделялось каждому не по достоинству, но чтобы звезда была благотворною, потому что находится в таком-то месте, и чтобы она же делалась злотворною, потому что усматривается под такою-то звездою, и опять тотчас забывала свою злокачественность, если несколько уклонилась от известной фигуры! И о сем довольно. <...>

Сверх того, если начала поступков порочных и добродетельных не от нас зависят, но необходимы вследствие рождения; то напрасно есть законодатели, определяющие, что нам делать и чего убегать, напрасно есть и судьи, награждающие добродетель и наказывающие порок. Ни вор, ни убийца не виновен в преступлении; ему, если бы и хотел, невозможно было удержать руки, потому что к сим поступкам неизбежно побуждала его необходимость. А всех более обманываются трудящиеся над искусствами. Напротив того, земледелец соберет обильные плоды и семян не бросая в землю, и не точа косы; а купец обогатится, хочет ли того, или нет, потому что судьба соберет ему кучи денег. Великие же надежды христиан обратятся у нас в ничто, потому что ни праведность не будет почтена, ни грех осужден, так как люди ничего не делают по собственному произволу. Ибо где господствуют необходимость и судьба, там не имеет никакого места воздаяние по достоинству, что и составляет преимущество правосудия"3.

Преподобный Максим Грек обращается к Богу: "Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности - неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!"

А вот что пишет блаженный Августин, епископ Иппонский: "Царства человеческие устраиваются вообще божественным провидением. Если же кто-либо приписывает это судьбе на том основании, что именем судьбы называет самую волю или силу божественную, такой пусть мысль удержит, но выражение ее исправит. Ибо зачем ему не сказать сразу же того, что он скажет после, когда его спросит кто-нибудь, что он разумеет под судьбою? Ведь когда люди слышат это слово, они, согласно обычному употреблению его, разумеют под ним не иное что, как влияние известного положения звезд в тот момент, когда кто-либо рождается или зачинается. Это влияние некоторые представляют независящим от воли Божией, а некоторые утверждают, что оно именно на ней и основывается. Те, которые полагают, что звезды помимо воли Божией определяют, что мы будем делать, какие будем иметь блага или какие потерпим бедствия, должны быть предметом отвращения для всех, не только для исповедающих истинную религию, но и для тех, которые желают быть поклонниками каких бы то ни было, хотя бы и ложных, богов. Ибо подобное мнение к какому иному приводит следствию, как не к тому, что не нужно почитать или молить решительно никакого Бога? <...> Те же другие, которые ставят в зависимость от воли Божией положение звезд, определяющих известным образом, каким кто будет и что с ним случится доброго или дурного, те, если думают, что высшей божественной властью предоставлена звездам такая власть <...> наносят великое оскорбление небу: ибо по их представлениям выходит, что в своего рода светлейшем сенате небесном и блистательнейшей небесной курии определяется, что должны быть совершаемы злодейства. <...> Затем, какое место оставляется суду Божию о делах человеческих, которым придается небесная необходимость, когда Господь есть Господь и звезд и людей? Если же скажут, что звезды, хотя и получают власть от верховного Бога, определяют упомянутое не по своему произволу, а при известном сочетании неизбежных условий выполняют только Его повеления: в таком случае не приходится ли о самом Боге думать то, что оказалось в высшей степени недостойным приписывать воле звезд? Скажут, что звезды скорее обозначают упомянутое, чем производят его, так что известное положение их есть как бы своего рода известная фраза, предсказывающая будущее, но не решающая его. Действительно, такого мнения держались некоторые довольно ученые люди. <...> Но в таком случае как это выходит, что они никогда не могли объяснить, откуда в большинстве случаев такая разность между близнецами в жизни, в деятельности, в приключениях, в занятиях, в искусствах, в общественном положении, и в других условиях жизни человеческой; так что многие люди посторонние в этом отношении бывают на них более похожи, чем сами близнецы друг на друга, хотя они в рождении бывают отделены самым незначительным промежутком времени, а зачинаются в одно совокупление, в один даже момент?"

Действительно, астрология не в силах справиться с проблемой близнецов. Близнецы имеют один и тот же гороскоп (разница между временем их рождения может быть меньше четырех минут), но судьбы близнецов часто оказываются весьма непохожими и даже противоположными. Известно, что однояйцевые близнецы помимо поразительного внешнего сходства обычно имеют похожие характеры и склонности, подвержены одинаковым болезням и часто даже умирают вскоре друг за другом (речь, конечно же, идет о естественной смерти). Уже в античности естественнонаучное объяснение этому явлению дал Гиппократ: на близнецов одинаково влияет здоровье и состав питания матери во время беременности и кормления и они воспитываются в одинаковых условиях. Кроме того, как мы теперь знаем, однояйцевые близнецы имеют идентичную гинетическую программу. Одинаковый психотип близнецов бывает причиной того, что часто они избирают одну и ту же профессию. Однако известны примеры, когда жизненные пути даже и однояйцевых близнецов, разлученных в детстве, складывались по-разному. И уже вовсе никакого сходства не найти между "астральными близнецами", то есть людьми, появившимися на свет от разных родителей, но в одно и то же время в одном и том же месте.

Продолжение