МИСТИКА И ПРАВОСЛАВИЕ
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

МИСТИКА
И ПРАВОСЛАВИЕ
Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта




МАНТРА-ЙОГА

МАНТРА-ЙОГА - метод кришнаитов, тибетского буддизма, трансцендентной медитации (ТМ) и др. учений. Если Сахаров, в своем изложении раджа-йоги, ставит первоначальной целью достижение знания и видения событий, происходящих на удаленном расстоянии, а контакт с "учителем" (т.е. с духом из невидимого мира) является как бы "приложением" к процессу развития этой сверхъестественной способности, мантра-йога недвусмысленно добивается или непосредственного чувственного видения и общения с "божеством мантры" (например с Кришной), или плодов такого общения в виде состояния блаженства, счастья, богатства, сверхъестественных способностей и т.д. На каждую потребу имеются свои мантры, каждая из которых содержит в себе имя того божества языческого индусского пантеона, в чье ведение: входит та или иная сфера жизни, интересующая использующего мантру.

Что же такое мантра? Слово "мантра" происходит от двух слов: "ман" - думать, и "тра" - защита или свобода от "рабства феноменальной жизни - самсары" (31, с. 10). Проще говоря, это санскритская фраза, слово или даже звукосочетание. Говорят, что мантры берутся из Вед - священных писаний индусов. Любое имя божества индусского пантеона считается мантрой, и тот, кто долго и упорно повторяет мантру, может удостоиться визита этого божества, общения с ним и удовлетворения своих пожеланий. Мантры бывают "конкретные" .(т.е. содержащие имена "конкретных божеств" - Кришны, Шивы, Сарасвати и др.), и "абстрактные", обращенные к безличному Абсолюту и дарующие освобождение, вхождение в состояние самадхи, "слияние с Абсолютом".

Известный и авторитетный йог Шивананда, в своей книге "Джапа-йога" (джапа означает повторение, т.е. повторение мантр) указывает, что каждая мантра отличается особым ритмом, и имеет "штифт" или "опору", который, в ходе повторения мантры, удаляется и человек получает возможность видеть божество мантры (31, с.7). Иначе говоря, происходит раскрытие или удаление тех "кожаных риз", в которые был облечен человек. Самим Господом Богом для предохранения его от губительного общения с духами зла. Сам Шивананда, говоря о наличии у каждой мантры своего божества или "девата", определяет его как "сверхъестественную сущность, высшую или низшую", являющуюся источником "силы мантры" (31, с.7). Таким образом, не скрывается, что мантра может вызвать и "низшую", т.е. злую сущность, по православному беса. Кроме того, согласно индусскому учению, все эти божества не бессмертны, и погибают вместе со всей вселенной в конце великого цикла, когда все сотворенное уничтожается и растворяется, т.к. верховное божество впадает в "спячку". Потом оно опять проснется и создаст все заново, и так без конца. (28, с.34)

У кришнаитов этим верховным Божеством считается Кришна; в других индусских религиозно-философских системах по-другому. То есть, с позиции кришнаитов, Кришна не тварное существо, а творец твари, но творит он (и это общая идея, объясняющая пантеизм индусов, т.е. представление, что тварной мир и Бог - одно и то же) из самого себя. Как паук плетет паутину из состава своего тела, так и Кришна "выдыхает" из себя весь мир. С христианской точки зрения, Бог и этот мир - принципиально различные реальности. Существует особая сфера бытия Бога, недоступная, в нашем падшем состоянии, ни нашему уму, ни нашим чувствам. Помимо этой сферы, имеется мир, сотворенный Богом из ничего, включающий в себя сферу видимого и сферу невидимого. Для христианина признание того, что Бог и тварный мир по существу одно и то же, означает лишь признание, что такой Бог сотворен. Такое божество в восточных религиозно-философских системах, не признающих личного Бога, выступает как принцип организации и функционирования видимого мира, как некое обобщение фундаментальных свойств всего сотворенного. Таковы, например, китайское Дао, обозначающее "путь всех вещей", или китайское Тайцзи, что означает "Великий Предел", т.е. предельное обобщение закономерностей этого земного бытия, отражающее двойственный характер последнего, постоянную смену в нем тьмы и света, холода и тепла, добра и зла, положительного и отрицательного. Такая цикличность процессов известного нам мира - будь это чередование действия абстрактным начал Инь и Ян в китайской философии, или пробуждений и сна Кришны у индусов - несет в себе безысходность бесконечно повторяющейся бессмыслицы, того, что в народе именуется "бес по кругу водит". Ибо сатана и не может вести по прямой, "по правде", но лишь вращаться в хороводе бесконечно повторяющегося и бесплодного разнообразия собственной лжи, в пределы которой он сам себя заключил своим отпадением от единственной свободной, животворящей и ведущей в неповторимое силы-Бога. Это означает, что все эти божества мантр есть тварные сущности, относящиеся к ангельскому миру. Но поскольку истинные Ангелы Божий не совершают чего-либо противного воле Господа, и потому не будут являться людям, самовольно удаляющим "штифты", поставленные самим Богом, то ясно, что мантры образны к падшим духам и приносят общение с ними, а с посланниками Отца Небесного.

На страницах "Бхагавадгита" - одного из главных священных текстов кришнаитов - Кришна демонстрирует своему ученику Арджунс истинный свой облик, или "всевышний владычный образ", который иначе как сатанинским не назовешь: "Арджуна сказал: ...вижу тебя (т.е. Кришну) со многочисленными руками, чревами, устами, глазами, везде бесконечно многообразного; ни начала твоего, ни середины, ни конца также не вижу, о владыка всеобразный... Образ твой великий с многочисленными зевами и очами, о мощнорукий, с многочисленными руками, бедрами, ступнями, многочисленными туловищами, с многочисленными выступающими клыками, миры узрев, трепещут, также и я;... Выступающие клыки твои и зевы увидав, подобные пламени всеуничтожающего времени, я не узнаю сторон, не нахожу спасения; умилосердись, о владыка богов, прибежище мира. Эти все сыновья Дхритараштры вместе со множеством властителей земли... вступают поспешно в твои зевы с торчащими клыками, наводящими ужас, некоторые, повиснув между зубов, виднеются с размозженными головами... Отовсюду ты облизываешь миры, их целиком поглощая пламенными устами; наполнив сиянием весь преходящий мир, твой ужасный жар его накаляет... Поведай мне, кто ты, ужаснообразный... ибо я не постигаю твоих проявлений. Я семь время-отвечает Кришна;-возрастая я причиняю разрушение миру; для уничтожения миров я здесь продвигаюсь ..." (Философские тексты Махабхараты. Вып. 1, кн. 1. Бхагавадгита. Пер. Б. Л. Смирнова. Ашхабад: "Ылым" 1978 г., стр. 197-199) (30). Из слов апостола Павла мы знаем, что главою "державы смерти", каким здесь предстает Кришна, является диавол (Евр. 2,14). Бог же есть "путь, истина и жизнь" (Ин. 14,6). Любопытно, также, что само имя "Кришна" переводится как "черный" (30, с.323), и6"о, по преданию, он имел темную (даже темно-синюю) кожу. Невольно, по контрасту, вспоминаются слова Спасителя: "Я- свет пришел в мир" (Ин. 12, 46)).

То, что мантра-йога есть не истинный путь к спасению, подтверждается и теми предварительными условиями или правилами, которые сопровождают практику мантра-йоги. Так, например, кришнаиты считают достаточной для успешной практики мантры всего лишь выполнение 4-х предписаний:

не есть мяса, рыбы, яиц,

не употреблять наркотиков (в их состав зачисляются также чай, кофе, шоколад, лук, чеснок),

не принимать участие в азартных играх,

не иметь половых контактов вне брака.

И здесь нет ни слова о покаянии, о совести человека, а речь идет главным образом о телесном. В связи с этим вспоминаются слова апостола Павла, сказанные им о соотношении Ветхого и Нового Заветов. Говоря о первой скинии, апостол Павел пишет: "Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. ... кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!" (Евр. 9,9-14). Правда, справедливости ради, следует сказать, что кроме указанных выше 4-х предписаний, в книгах, изданных кришнаитами, можно обнаружить и другие требования, которые можно было бы отнести к нравственно-духовной сфере, а не только к телесной. Вот восемнадцать требований, которые составляют "постепенный процесс", благодаря которому может быть достигнуто "полное знание". Все остальные методы считаются относящимися "к категории невежества" (6, с.48-50):

Каждый должен стать безупречным человеком и научиться оказывать соответствующее уважение другим.

Не следует веровать лишь для того, чтобы достичь славы, или только казаться верующим.

Не следует быть источником тревоги для других людей. Нужно научиться терпению.

Надо избегать двойственности во взаимоотношениях с другими людьми.

Нужно найти авторитетного духовного учителя.

Надо следовать предписаниям священных книг.

Следует укрепляться в следовании этим предписаниям.

Надо полностью воздерживаться от всего, что приносит вред интересам самореализации.

Не следует принимать усилий больших, чем это необходимо для поддержания тела.

Не следует отождествлять себя со своим физическим телом.

Надо всегда помнить, что пока живешь в тебе,будут страдания, старость, смерть, болезни.

Не следует привязываться к другим делам, кроме дел, необходимых для духовного продвижения.

Не следует привязываться к жене, дому и детям более, чем предписывают священные книги.

Не нужно чувствовать себя счастливым или несчастным в зависимости от исполнения желаний. Следует стать преданным Верховной Личности Божества Кришны и служить ему.

Необходимо жить уединенно.

Надо стать исследователем духовного знания. Одного взгляда достаточно, чтобы увидеть качественное отличие этих предписаний (их приземленный, человеческий характер) от тех заповедей, которые дал нам Христос. Здесь нет ни слова о любви к Богу и людям, нет призывов, подобных Христовым призывам носить тяготы других людей, или положить душу свою задруги своя. Уровни слишком различны; с одной стороны вполне человеческие "умеренность и аккуратность", приправленные эгоизмом и самодовольством (обещается полное знание, все прочие пути объявляются невежеством), с другой стороны - призыв к подвигу и самопожертвованию. Много ли было кришнаитов, запечатлевших своей кровью преданность Кришне? Истины же Христовы подтверждены кровью многих тысяч христианских мучеников. И это понятно, так как пафос кришнаизма-достижение блаженства, наслаждения с Кришной, а не спасение от вечной гибели через распятие со Христом.

Все это приводит к выводу, что один из центральных пунктов расхождения между православием и другими нехристианскими учениями состоит в том, что последние расценивают состояние современного человека как нормальное, как "нулевую точку", исходную ; для совершенствования, тогда как, с позиции христианской, его состояние представляет собой отрицательную величину. Люди пребывают в негативном состоянии, которое должно быть преодолено для выхода к нулевой точке, и вся земная жизнь есть поле для такого выхода. Совершенствование, развитие чудесных сил и сверхъестественных способностей будет потом, в жизни вечной.