АНТИСЕКТА
Главная
История храмов
Наши святыни
Азы Православия
Путь ко спасению
Антисекта
Мистика
Онкология
Наркомания
Творчество

АНТИСЕКТА Паломничество
Календарь
Молитвы
Статьи
Ссылки
Новости
Фотоальбом
Гостевая книга
Почта
Карта сайта





Догматическое обоснование иконопочитания


«Есть Троица Рублёва, следовательно, есть Бог».
Cвященник Павел Флоренский.

Невозможно представить себе православный храм без икон. Куда бы вы не зашли – в огромный городской собор или маленькую деревянную часовенку – везде и отовсюду смотрят на вас лики Спасителя, Богородицы, святых угодников Божиих. Строгие и бесстрастные, они безмолвно взирают на нас и призывают к молитве. Бывает, отвлечёшься умом, начнёшь думать о постороннем, но вдруг взглянешь на икону и мгновенно подумаешь: «Я в храме, долой житейские помыслы!». Иконы. Именно они придают церкви ту особую, благоговейную, ни с чем не сравнимую атмосферу; именно при взгляде на них сердце начинает сокрушённо вздыхать, а губы – сами шептать молитву, именно они являются одной из главных отличительных особенностей православного храма; именно они – бесценное сокровище Православной Вселенской Церкви. «Иконы – это не только украшение храма или иллюстрация Священного Писания. Икона – полное ему соответствие и неотъемлемая часть богослужебной жизни Церкви. Икона – специфический образ, на протяжении веков выработанный Церковью в её борьбе с язычниками и еретиками, образ, за который она в иконоборческий период заплатила кровью мучеников и исповедников. Икона – не отдельный аспект Православия, а выражение Православия в целом. Поэтому ни понять, ни объяснить церковное искусство вне Церкви невозможно [1]. Так что же такое икона и на чем основывает Церковь так ревностно отстаиваемое ею иконопочитание?

Сразу хочу обратить внимание на этот термин «иконопочитание», а никак не «иконопоклонение», так как иконоборцы в древности, а в современном мире сектанты часто обвиняют православных в поклонении иконам, как идолам, при этом они ссылаются на вторую заповедь Закона Божия, строго запрещающую делать какие-либо изображения (Исх. 20: 4-6). На самом же деле мы иконы почитаем, а поклоняемся одному только Богу, как Единственному достойному поклонения. «Честь, воздаваемая иконе, относится к её первообразу и поклоняющийся иконе, покланяется ипостаси изображенного на ней», - пишет св. Василий Великий. Запрещение же делать изображения и подобия, данное Господом Ветхозаветной Церкви, объяснялось духовной незрелостью еврейского народа и его сильной тягой к идолопоклонству. Окруженный со всех сторон язычниками, погрязшими в самом гнусном и мерзком служении идолам, Израиль не мог, не смотря на все заветы вождей и патриархов, не испытывать их тлетворного влияния и нередко многие представители избранного народа перенимали обычаи и верования своих соседей – политеистов. Даже познав силу и всемогущество Единого Бога, выведшего их чудесным образом из Египта и спасшего их от фараона, евреи, лишившись на короткий срок своего вождя (Моисея), который отправился на Синай для получения Закона, поклонились золотому тельцу (Исх. 32 гл.). Причиной этого служил также и низкий уровень духовного развития израильтян: идея Единого Бога была для них слишком сложной, но даже убедившись воочию в Его существовании, евреи искали поклонения Бога в видимых, осязаемых и понятных образах, что очень быстро могло привести к искажению истинной религии и поклонению твари вместо Творца. Во избежание этого Господь во второй заповеди и повелел: «Не делай себе кумира и никакого изображения…» (Исх. 20:4). К тому же, в Ветхозаветные времена Бога никто не видел. Весь этот период наполнен прообразами и символами, и представляет собой время длительной и постепенной подготовки людей к пришествию и принятию Искупителя. Естественно, что изображение Невидимого и Непознанного было невозможно, и всякая попытка, преследовавшая эту цель, была бы богохульством. Но в Новом Завете ситуация коренным образом изменилась, ибо «И Слово стало плотию, и обитало с нами»: долгожданный Искупитель – Единородный Сын Божий воплотился от Девы и совершил дело нашего спасения. По выражению св. отцов: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». А восприняв «не слитно и нераздельно» наше падшее естество, Господь стал видим и осязаемым следовательно, Его можно было изобразить. Поэтому икона, в первую очередь, явилось доказательством истинности Боговоплощения и её отрицание равносильно отрицанию самого факта вочеловечивания Бога-Слова, а значит и нашего спасения.

Иконоборцы древней Византии в своей полемике с Православием указывали на то, что изображение Христа с помощью средств искусства противоречит догмату Боговоплощения, т.к., если икона претендует изобразить Божество, то получается Божество органическое, «описуемое» (арианство). Если икона изображает Божество, слитое с плотью, то это предполагает евтихианство или монофизитство. Если на иконе – только человеческая природа, то мы имеем дело с несторианской ересью… Есть единственная икона Христа – это Евхаристия. Из всего, находящегося под небом, не названо другого вида или образа, который мог бы изображать Его воплощение. Итак, вот что служит иконой животворящей плоти Его [2]. На первый взгляд – железная аргументация. Однако основной её недостаток заключается в неправильном понимании догмата о Бого-Человеке Иисусе Христе. В непонимании различия между природой, с одной стороны, и личностью, ипостасью – с другой. Но Православие, ясно сознавая это различие, на иконах изображает не природу, а личность Спасителя. Изображая Христа, мы не изображаем ни Его Божество, ни Его человечество, но Его Ипостась, непостижимо соединившую в себе эти две природы «не слитно и нераздельно» по выражению IV Вселенского Собора. И это (христианская основа) является главным догматическим обоснованием иконопочитания.

Почитание икон берет свое начало с апостольских времен и основывается главным образом на Св. Предании, а не на Св. Писании, т.к. прямых указаний на это, да и самого слова «икона» в Св. Писании нет. Однако Св. Предание является таким же памятником Божественного Откровения, как и Св. Писание и его свидетельства для Церкви не менее авторитетны. Об этом свидетельствует тот факт, что само Писание было первоначально Преданием. Первая книга Библии «Бытие» написана пророком Моисеем, но история человечества началась гораздо раньше, и весь период времени от Авраама до Моисея Богооткровенное учение передавалось устно. Господь наш Иисус Христос все свое земное служение совершал словом и делом, не написав ни одной книги. Лишь через некоторое время после Его Вознесения земная жизнь и учение Спасителя были записаны Его учениками. Таким образом, в первые десятилетия своей истории, Церковь не имела Писания, руководствуясь только Преданием. Наконец, сами апостолы в своих посланиях прямо указывают на необходимость и важность Св. Предания (Ин.21:25; 2Сол. 2:15; 1Кор. 11:2) На него и ссылались отцы VII Вселенского Собора (24 IX - 23X 787 г.), указывая на то, что изображения узаконены христианской традицией, они берут начало от создания Самим Иисусом Его нерукотворного изображения, посланного Им Эдесскому правителю Авгарию. Также Собор привел некоторые тексты Библии, защищающие св. иконы. В 25 главе книги Исход содержится прямое повеление Господа Бога пророку Моисею о построении святилища, скинии; ковчега; стола и светильника, а в 22 стихе говориться о благословении всего этого самим Господом: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою, над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедать через тебя сынам Израилевым» (Чис.7:88-89). Пророку Иезекиилю дано было «видение Божие» (40:2) о будущем дома Израилева, а в 41 главе пророк описывает свое пришествие в храм, в котором были «разные изображения» (17 ст.), а так же «сделаны были херувимы и пальмы… и у каждого херувима два лица. С одной стороны лицо человеческое, а с другой…лицо львиное…» (18-19).

И в Новом Завете, в послании ап. Павла к Евреям (9гл.), говорится о «скинии первой» (2ст), которая есть «образ настоящего времени..» (9), т.е. Ветхий Завет есть икона Нового Завета… «тень будущих благ» (Евр.10:1). События Священной истории иконичны. Первым же иконописцем был Сам Бог. Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр.1:3) [3]. Здесь же, весьма уместно замечание современного богослова и апологета Православия диакона А. Кураева о том, что и Библия может считаться иконой в том смысле, что «образ Творца она передает не красками, а словами» [4].

Важным фактором является также и то, что в первые века христианства иконы были «Евангелием для неграмотных», т.к. многие члены Церкви в то время не умели ни читать, ни писать; также они выполняли и выполняют коммеморативную функцию, т.е. напоминает нам о тех, кого мы почитаем и тем самым «пробуждают и возносят наш ленивый, неискусный и грубый ум в горний мир» [5]. Отличительной особенностью иконы, как и всего церковного искусства в целом, является её богодухновенность, ведь икона - это результат духовно-аскетического и молитвенного опыта человека. Икона – свет Православия, синтез наивысших достижений и откровений Святого Духа, религиозно-философского опыта первых христиан. Икона – важнейший аспект Кафолической Церкви, неотъемлемая частичка жизни каждого христианина. Глядя на неё, мы в ответ на все нападки иконоборцев вместе с преподобным Иоанном Дамаскиным смело можем воскликнуть: «Прочь завистливый диавол! Ты завидуешь тому, что мы видим образ нашего Владыки и освящаемся через него!»


Студент Одесской Духовной Семинарии Анатолий Мурыгин
________________________________________________________

1. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М. 1983 стр.3.
2. Меиндорф И., протоирей. «Введение в святоотеческое богословие». Вильнюс. 1992г. с.316.
3. Кураев А., диакон. Все ли равно как верить? Клин 1994г. с.114
4. Он же. Традиция. Догмат. Обряд. Клин.1995г. с.273.
5. Труды КДА №2 Киев 1999г. с.229



* * *
Оглавление
Наверх